Русская фантазия оркестра. Именно так назывался концерт Camellia Symphony Ochestra, который состоялся в начале февраля в просторном зале Sacramento City College, пишет сегодня Татьяна Лаврушенко на страницах калифорнийской “Диаспоры”.
Полноценный симфонический оркестр из более чем семидесяти музыкантов под руководством молодого дирижёра из Италии маэстро Кристиана Балдини порадовал многочисленных слушателей достаточно необычной русской музыкой. Мы ведь привыкли, что русская музыка – это Чайковский, Глинка, Бородин, Рахманинов и т.п., пишет корреспондент “Диаспоры”, издающейся в Сакраменто.
Но в этот раз выбор пал на менее известных, но не менее интересных композиторов, таких как Анатолий Константинович Лядов, Сергей Сергеевич Прокофьев и Игорь Фёдорович Стравинский. За минут 15 до начала концерта познакомили публику с композиторами и их творчеством, таким образом подготовив слушателей.
|
Анатолий Лядов (1855-1914) написал немного произведений, почти все – миниатюрной формы, но отточенной и лаконичной. Он в шутку говорил, что не выносит больше пяти минут музыки. Творчество М. Глинки и А. Пушкина являлось идеалом для него, он тоже основывался на фольклоре, на народных сказках, пастушьих наигрышах и лирических голосах. Музыке А. Лядова свойственны тонкое ощущение природы, светлое уравновешенное настроение, что довольно редко встречается у композиторов той эпохи, обычно мучимых великими страстями. Почти 15 лет он писал свою «Бабу-Ягу», где сочеталась сказочная жуть и скрытая ирония. Эпиграф к ней: «Баба-Яга вышла во двор, свистнула – перед ней явились ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает…
Скоро послышался в лесу шум; деревья трещали, сухие листья хрустели». Если здесь есть движение, которое, хоть и сложно, но можно выразить инструментами оркестра, то второе произведение «Волшебное озеро» – просто сказочная картинка: простое, лесное, русское озеро. Игра красок, светотеней, ветерок, таинственная глубина… Будучи весьма скромным, А. Лядов признавался: «Какое моё «Волшебное озеро» хорошее! Играю – и упиваюсь. В таком роде я ещё не сочинял». Как это трудно передать в музыке, но мы слышали и при этом видели картину большого мастера.
Сергей Прокофьев (1891-1953) прослыл композитором- новатором, где-то даже «хулиганом» в музыке. Свой скрипичный концерт №1 композитор написал ещё в 1917 году, но лишь через семь лет нашёл достойного исполнителя в Париже, это был Марсель Дарье и дирижёр Сергей Кусевицкий. Критики неоднозначно восприняли первое исполнение, обвиняя автора в неблагозвучных аккордах, в перепевании других авторов. Все ждали «хулиганства», но его не было. Был утончённый, изысканный романтик. Впоследствии критики умолкли под натиском зрительского успеха. Первая и третья части концерта содержат ту удивительную свежесть, то упоение весной, то наслаждение первыми лучами медленно просыпающегося солнца, которые делают этот Концерт таким светлым и радостным. Концерт-сказка, концерт-солнце, но и концерт-мимолётность, т.к. эти звуки обречены растаять после того, как закончится их единственный танец.
Вторая часть, стремительное и виртуозное Scherzo, уже при первом исполнении в Англии, была потребована на «бис» холодными, чопорными англичанами, – случай уникальный в исполнительской практике. Этот концерт исполняли многие скрипачи, но удачнее всех – Давид Ойстрах и Франко Гулли. Этим дождливым вечером мы услышали юную, 16-летнюю высококлассную скрипачку со славянскими корнями Алину Минг Кобялку. Уже в 6 лет она завоевала первый приз на конкурсе Ассоциации китайских учителей музыки Калифорнии, в 10 начала гастрольные туры, в 13 победила на конкурсе в Сан-Франциско. Алина регулярно завоёвывает призовые места в Европе и Америке, а этом году поедет в филармонический оркестр Лас-Вегаса. Её интерпретация концерта сравнима с тем, когда весною первый раз открываются окна и врываются радостные звуки.
Игорь Стравинский (1882-1971) также прослыл новатором в музыке. Кажется, он перепробовал все жанры музыки: оперы, симфонии, концерты, балеты. Он рос в музыкальной семье, никем, кроме музыканта, себя не представлял. Ещё в 1910 году импресарио Сергей Дягилев попросил А. Лядова написать балет «Жар-птица» для его антрепризы «Русские сезоны», но он писал медленно и не успевал к сроку. Тогда С.Дягилев передал заказ И.Стравинскому. Работа была окончена в срок, премьера состоялась в том же году на сцене парижской «Гранд-опера». Эта музыка, также как и последующие два балета «Петрушка» и «Весна священная», обеспечили композитору мировую славу на всю оставшуюся жизнь. С 1913 года он живёт то во Франции, то в Швейцарии, а с 1939 прочно обосновался в США.
Купив виллу в Голливуде, композитор пробует свои силы в новых для него жанрах, пишет для симфоджаза, для бродвейских ревю. В последние годы пишет много духовной музыки и часто обращается к ветхо – и новозаветным текстам: «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», кантата «Проповедь, притча и молитва», мистерия «Потоп», священная баллада «Авраам и Исаак» и т.д. В 1962 году после 50-летнего перерыва посетил Россию, умер в Нью-Йорке в возрасте 88 лет.
В этот вечер мы слушали его симфоническую сюиту на основе балета «Жар-птица» из пяти частей. Яркие красочные сказочные образы были легко узнаваемы, настолько выразительной была музыка.
“Новый дирижёр постоянно разнообразит репертуар и приглашает молодых интересных исполнителей, – рассказывает поклоница мастерства итальянского дирижера, Оксана. – Я слушала программу, посвящённую испанскому танцу фламенко, программу с объединенными хорами в январе, очень интересно. Стараюсь обогащаться духовно, хотя с сожалением вижу очень мало молодёжи”.
“Я обратился к русским композиторам потому, что русские композиторы оказали колоссальное влияние на мировую музыку, – в разговоре с корреспондентом издания сказал маэстро, – вы правы, основоположники классической музыки – великие итальянцы, но в 19 и 20 веках всё же русские были новаторами”.
По теме: The Grand Island Mansion Story, За «Грэмми» поборются россияне