В Украине на этой неделе была официально введена должность капеллана, то есть военного священника. До конца года капелланы должны появиться во всех воинских частях ЗСУ.
В Соединенных Штатах ранг военного капеллана приравнивается к заместителю командира полка или батальона. Оружия в руки они не берут, знают: их сила – это молитва и доброе слово. Журналисты «Голоса Америки» Татьяна Харченко и Константин Голубчик только что вернулись из Северной Каролины, где группа украинских капелланов сейчас перенимает опыт американских коллег.
Форт-Брэгг в штате Северная Каролина – одна из крупнейших военных баз в мире. Здесь американский капеллан Рональд Бойд учит десятерых украинских военных священников помогать солдатам переживать кризисы и военные травмы. Эту тему Бойд знает хорошо. Во время войны в Ираке он увидел и услышал от бойцов столько ужасов, что в конце концов и сам был вынужден обратиться за помощью к психологу.
«На самом деле существует огромная потребность для солдат всех национальностей, которые переживают сейчас военные травмы, понять для себя: что на духовном уровне значит – отобрать чужую жизнь или быть частью серьезного конфликта. Все они нуждаются в помощи. Все они заслуживают того, чтобы на фронте рядом с ними был человек, который сказал бы: ты важен мне, я тебя люблю», – говорит капеллан по работе с международным персоналом военной базы Форт-Брэгг Рональд Д. Бойд.
Молитва и доброе слово – лучшее оружие
Среди группы из десяти военных священников, приехавших в США на двухнедельное обучение, есть и те, кто отправился сюда прямо с передовой. Многим из них не нужно рассказывать о военной подготовке или тактической медицине. Олег Маринченко – старший диакон Поместной церкви евангельских христиан – прежде чем прийти на службу к Богу, работал телохранителем. С началом боевых действий он отправился капелланом в Донецкий аэропорт, где был в нескольких ротациях. Там он наравне с другими волонтерами разгружал грузовики с гуманитарной помощью и дежурил, а вот оружия в руки брать не стал.
«Оружие в руки я не брал, и это мое было решение. Я знаю, как пользоваться оружием. Я так считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Командир должен командовать, стрелки – стрелять, а капеллан должен служить этим людям», – считает капеллан Олег Маринченко.
О том, что их лучшее оружие – молитва и доброе слово, американские капелланы знают точно. Однако в Украине это поняли не сразу. Один из организаторов поездки украинских капелланов в США Ярослав Малько говорит, что это уже третья группа священников, которая приехала на тренировку в Америку. В каждой есть как минимум один чиновник. Организаторы надеются, что таким образом увидят, как работают американские капелланы, и будут продвигать изменения и в Украине.
«В этом году это уже наш третий лагерь, и мы планируем провести еще два. В августе это будет Портленд, а в октябре мы собираемся организовать капелланский лагерь во Флориде», – рассказывает Ярослав Малько на портале Global Christian Support.
Читайте также: Церковь «Вифания» вступилась за осужденного Бондарука-младшего
В США украинские капелланы учатся у своих коллег, которые также участвовали в войнах или же работали с людьми после терактов. К слову, команда быстрого реагирования евангелистской организации Билли Грэма, которую они посещают, была создана именно после терактов 11 сентября. Она призвана тренировать священников, чтобы те знали, как помогать людям, страдающим от душевных травм. Здесь они общаются с коллегами и учатся находить путь к сердцу человека, который переживает страшную депрессию или шок.
«Мы отправляем специально натренированных капелланов в те места, где произошли природные или рукотворные катастрофы. К рукотворным бедствиям мы относим теракты, массовые расстрелы в общественных местах. Например, в прошлом мы довольно часто работали в местах, где исламские экстремисты устраивали атаки. Мы были в Париже, Ницце, Мюнхене. А на Рождество, после того, как грузовик протаранил толпу в Берлине, я отправился и туда», – рассказывает Джефф Нейбера из команды быстрого реагирования Евангелистской ассоциации Билли Грэма.
Нести веру отчаявшимся кроме молитвы можно еще и песнями, убежден еще один капеллан из Славянска – Федор Пастух. Он признается, что труднее всего бывает, насмотревшись на боль бойцов в АТО, возвращаться на мирные территории, где люди живут, как будто войны нет. Именно поэтому он ездит на фронт и помогает как священник, как волонтер и… как певец, чтобы и там, где война является реальностью, солдаты учились не забывать – когда-нибудь и у них будет мирная жизнь.
Многие из капелланов, вернувшись в Украину, планируют снова отправиться на фронт. Их аргументы просты: они должны быть там, где нужны больше всего.