Полицейский Джек из Сакраменто учит новых патрульных в Харькове разговаривать с людьми так, как со своими родителями или друзьями. Уже через три недели харьковчане впервые встретятся с полицейскими, которые примут присягу и отправятся патрулировать город. Сейчас будущие стражи порядка заканчивают обучение при университете внутренних дел, а помогают им в этом опытные американские инструкторы. Впрочем, когда-то и они проходили через все то, чему сейчас учат украинцев. Журналисты из украинского журнала “Сегодня” пообщалась с одним из гостей — Джеком Ходаком или просто Женей, ведь у 30-летнего инструктора полицейской академии Сакраменто славянские корни.

Офицер Джек Ходак | Фото: А. Макаренко, segodnya.ua
Офицер Джек Ходак | Фото: А. Макаренко, segodnya.ua

— Джек, расскажите, как парень из Беларуси стал полицейским в далеких Штатах?

— Родился я в Гомеле. Мои родители рассказывали, что после Чернобыля мы с сестрой переехали к бабушке в Одессу, потом жили в Сибири, а в 1991 году наша семья эмигрировала в Калифорнию. Там у меня появились друзья, которые работали в полиции. Я видел, как в США относятся к этой профессии, как они работают, и тоже захотел помогать людям. Поэтому после университета, где я получил диплом по бизнесу, все же решил поступить в полицейскую академию. Полицейским я стал в 23 года.

— Как готовили вас? Можно сравнить с подготовкой украинских полицейских?

— В целом подготовка одинаковая, все предметы, которые учат у нас, тактика, административное право, есть и здесь. Но у нас больше времени уделяется вождению автомобиля. Кроме того, в Харькове новые полицейские проходят обучение в течение двух месяцев. В нашей же академии обучении занимает полгода.

— Что вам на этапе обучения давалось тяжелее всего?

— Было много трудных вещей. Например, стрельба и вождение, ведь до того, как я пришел в академию, никогда не стрелял. Машину я водил, но в академии нас учили большему, чем просто езда по улице — экстремальному вождению, погоне. Полицейская академия — это такая структура, где все время приходилось двигаться, думать, работать и учиться, даже в перерывах.

— А как прошел ваш первый день в роли полицейского?

— Семь лет назад я начал работать в дорожном патруле в центральной части Лос-Анджелеса. Помню, пришел в новенькой, аж блестящей форме, а сопровождал меня опытный коллега. Я был настроен решительно, но очень сильно переживал. Патрулируя город на автомобиле, я смотрел на все сразу, и трудно было сфокусироваться на чем-то определенном. Надо было отвечать по рации, знать дорогу, разговаривать с людьми. Первые вызовы я не помню. Наверное, из-за сильного стресса.

— Наверняка старший наставник делился секретами службы?

— Да, от него я узнал, что самое главное — это думать, как на улице. Фундамент нам дали в академии, но как справляться с всеми ситуациями, нельзя научить ни за полгода, ни за два.

Виталий Прокопчук, полиция Сакраменто

ПО ТЕМЕ: Как работает полиция Сакраменто

— В американских фильмах часто показывают погони, стрельбу и всевозможные случаи из опасной работы полицейских. С вами случались подобные вещи?

— Если происходит что-то страшное с кучей крови, то нормальные люди испугались бы, но мы привыкаем к этому. Действительно, было много погонь, останавливали вооруженных преступников, находили оружие и в карманах, и в автомобилях. Но случаи, какие показывают в кино, бывают очень редко. Конечно, случалось, что во время задержания преступники начинали со мной драться, а после ареста я находил у них оружие. Потом я понимал, что они могли бы использовать его, если бы не моя реакция…

— А почему вы стали инструктором?

— Мне нравится моя работа патрульным, но учить полицейских безопасности — к этому прямо душа лежит. Кроме того, никогда в своей жизни не останавливался после учебы: я читаю, смотрю разные видео, моделирую ситуации. Учащиеся в академии и кадеты здесь часто задают одинаковые вопросы: стреляли ли вы в кого-то, направляли ли на вас оружие. В реальности очень маленький процент полицейских в США попадает в такие ситуации. Все полицейские могут и не иметь такого опыта, но мы все же учимся у тех, которые имеют. Я разговариваю с коллегами, узнаю, что они чувствовали, разбираем ситуацию, после чего я могу рассказывать об этом людям. Сейчас я в патруль не выхожу, но знаю, что еще вернусь к этой работе.

— Расскажите, как оказались инструктором в Украине.

— Мы услышали, что есть возможность приехать в Украину, и я решил принять в этом участие. Вскоре мои руководители собрали группу желающих, рассказали, куда конкретно ехать. Из нашего департамента приехали трое инструкторов, мы здесь уже месяц. Я консультировал новую полицию в Киеве, Одессе, сейчас — Харькове, после чего снова поеду в Киев.

— Что входит в ваши задачи здесь?

— Мы ходим по группам и разговариваем с инструкторами и кадетами. Очень много вопросов о самой работе: как это будет, что мы чувствовали, как у нас это получалось.

— А отличаются ли наши кадеты от американских?

— Не отличаются, и меня это очень удивило. Они задают те же вопросы, совершают те же ошибки и сталкиваются с одинаковыми проблемами. Разнятся только мотивацией: думаю, у украинских кадетов ее больше. Мне нравится, с каким настроем они пришли обучаться и как долго в течение дня занимаются.

— Что еще удивило в Украине, в Харькове?

Украинская женщина-полицейский появится в Сакраменто

ПО ТЕМЕ: Украинская женщина-полицейский появится в Сакраменто

 

— Я не знал, чего ожидать, не знал, что здесь такие красивые города, очень доброжелательные люди. А еще мы всегда спрашиваем у кадетов: почему вы хотите стать полицейскими? Ответ в разных городах одинаковый: “Мы хотим сделать лучше для себя, для семьи, для детей и внуков”. Они хотят сделать лучше то место, где живут. И я верю, что они смогут.

— Как проводите в Украине свободное время?

— В Одессе мы побывали на пляже, в оперном театре, гуляли вечерами по городу. В Харькове в выходные тоже гуляем. Понравилась площадь Архитекторов, на которой установлены уменьшенные копии достопримечательностей вашего города, и уличные танцы перед оперным театром, рядом с которым мы живем. Еще было интересно в зоопарке и экопарке. Заметили, что харьковчане вечерами любят отдыхать на улицах, ходят, общаются. У нас в некоторых местах в больших городах тоже есть такое. Но там, где мы живем, люди чаще проводят вечера дома.

— Вы довольны тем, как в Одессе и Киеве работает новая полиция, которую вы помогали обучать?

— Очень доволен! Просматривая видео на YouTube, мы видим, что они работают правильно. Молодцы!

— Что посоветуете новобранцам?

— Мы говорим им, что они такие же люди, как и граждане на улицах. Они должны разговаривать с людьми так, как со своими родителями или друзьями. Даже при нарушении должны общаться вежливо. Работа полицейского заключается не в наказании, а в том, чтобы люди соблюдали законодательство.