Издание Foreign Affairs публикует пространную статью российских журналистов-расследователей, Андрея Солдатова и Ирины Бороган о связях Кремля с православными приходами в США. “Славянский Сакраменто” приводит резюме данной публикации.
Русская православная церковь и кампания скрытого влияния Кремля на Западе
23 июля одна из крупнейших церквей Украины, православный собор в Одессе, был серьезно поврежден при ракетном ударе российских вооруженных сил. Этот удар подчеркнул одну из загадок жестокого вторжения президента России Владимира Путина в Украину: Москва ведет войну не только против соседнего населения, но и против населения, подобного своему собственному, в основном состоящего из православных христиан. Фактически российскому правительству пришлось направить свои усилия на борьбу с собственной религией в кампании по подавлению Украины. Но, несмотря на это, члены православного духовенства России оказались одними из самых громких сторонников войны, и критика со стороны православных лидеров в других странах была сравнительно сдержанной, пишут на страницах Foreign Affairs авторы ряда книг о российской власти и спецслужбах – Андрей Солдатов и Ирина Бороган.
“В некотором смысле это не должно вызывать удивление, учитывая известные связи между Русской православной церковью и режимом Путина. С начала правления Путина церковь получила все более значительное влияние в российском обществе и укрепила исторические связи с российским государством и вооруженными силами. Церковь также сыграла ключевую роль в поддержке войны, и Патриарх Кирилл, глава Русской православной церкви, стал видным представителем кремлевских военных глашатаев, – пишут исследователи”.
Солдатов и Бороган сообщают, что рядом с этой внутренней поддержкой существует еще одно, менее заметное явление: сильная поддержка, которую Путин получает от православных общин за рубежом. Многие из них находятся на Западе: в Соединенных Штатах находится тысячи приходов православной церкви, мужские и женские монастыри. Несмотря на то, что общее число членов церкви остается небольшим (по одной из недавних оценок, в Соединенных Штатах их 25 000), большое количество приходов обеспечивает церкви широкое географическое присутствие, включая многие крупные американские города.
После полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году один из православных лидеров в Северной Америке призвал верующих со всего мира поддержать это вторжение; в Европе один из самых видных православных епископов Запада осудил не украинские власти, а российскую армию за зверства, совершенные во время войны. Еще более важной является амбициозная кампания по завоеванию сердец и умов русских православных — в том числе в Соединенных Штатах и других западных странах, которая была организована церковью совместно с российской разведкой и российским правительством.
Такой объем усилий привлек внимание правительства США, пишут российские журналисты. Они утверждают, что начале этого года ФБР предупредило членов православного сообщества в Соединенных Штатах о том, что Россия, скорее всего, использует церковь для набора источников разведки на Западе. Журналисты утверждают, что прихожане предоставили им копии документов ФБР, которые были якобы распространены среди русских православных и греческих православных приходов. В документах якобы указываются и подчеркиваются действия одного из высокопоставленных сотрудников православной церкви, которого ФБР подозревает в связях с российской разведкой.
“Предупреждение ФБР указывает на то, что связи церкви с режимом Путина могут быть даже ближе, чем многие наблюдатели предполагают, с потенциально серьезными последствиями для влияния Кремля за рубежом. Учитывая хорошо сложившееся присутствие церкви в западных странах, эти связи также могут осложнить усилия по формированию эффективной российской оппозиции за рубежом”, – пишут Андрея Солдатова и Ирины Бороган в совместном исследовании.
Публицисты подчеркивают, что церковь может сыграть важную роль в продвижении стратегических интересов России. Веками церковь была тесно связана с российским государством, отношения которого охватывали эпохи Российской империи, Советского Союза и России Путина. С XVIII века до российской революции русский царь был главой Русской православной церкви, что в свою очередь придавало легитимность имперскому правлению России; русская ортодоксия базируется на концепции того, что Москва — “Третий Рим”, наследник христианских империй древнего Рима и Византийской Константинополя. Влияние церкви также поддерживало национально-имперскую идеологию русского исключительного пути, согласно которой миссией церкви было служить царю и защищать святую родину.
По словам журналистов, коммунистическое правление не изменило этой ориентации существенно, несмотря на систематическое преследование церковных лидеров, конфискацию церковной собственности и общее ослабление влияния церкви после большевистской революции. Во время Второй мировой войны, когда лидер Советского Союза Иосиф Сталин попросил церковь помочь мобилизовать население для защиты Советского Союза, церковные лидеры откликнулись на его призыв — не из-за желания наживы, а потому что они понимали, что идеология страны стремительно меняется с видения пролетарского правления и всемирного коммунизма на восстановленную национальную идеологию, которая опиралась на славное прошлое Российской империи.
В последние десятилетия Холодной войны, несмотря на официальную атеистическую риторику советского правительства, церковь оставалась близкой к государству. КГБ тщательно наблюдало за церковью, но не только ради наблюдения: сотрудники также внимательно оценивали духовенство и светских лиц как потенциальных агентов и источников информации.
Роль церкви в завоевании диапоры
С самого начала Путин хотел привлечь российскую диаспору под свой контроль. Это было частично связано с тем, что КГБ и церковь верили, что страна постоянно находится под угрозой со стороны Запада и окружена многочисленными врагами, стремящимися подорвать Москву. Более того, с XIII века Русская православная церковь подозревала восточное распространение католицизма в качестве попытки Запада наложить свою религию на славянскую цивилизацию. Для КГБ историческое беспокойство Русской церкви о влиянии снаружи означало, что ее можно было привлечь к советским усилиям создать идеологическую опору против Запада.
Тесные отношения между церковью и органами безопасности не закончились с распадом Советского Союза. Демократические изменения 1990-х годов затронули многие области российского общества, но оставили почти нетронутыми две институции: КГБ, которое продолжало действовать так же, как и раньше, хотя было разделено на несколько частей, и церковь. Несмотря на то, что демократические реформаторы и либеральные священники призывали к радикальной реформе Русской православной церкви, их усилия не привели к ничему. Вместо этого под Путиным церковь нашла нового сторонника и защитника.
В начале правления Путина ФСБ предприняла действия для защиты сферы влияния Русской церкви за рубежом. В 2002 году пять католических священников были высланы из России ФСБ под предлогом обвинений в шпионаже. В ответ церковь благословила ФСБ: в том же году собор Святой Софии Божьей Мудрости был вновь открыт неподалеку от Лубянской площади, в блоке от штаб-квартиры ФСБ в Москве. Сам Патриарх Алексий II благословил открытие собора на церемонии, при личном присустствии Николая Патрушева, тогдашнего начальника ФСБ, который сегодня является главой Совета безопасности РФ.
После прихода Путина к власти он решил привлечь Русскую Православную Церковь Заграницей под контроль Московского патриархата. Путин лично организовал долгий процесс сближение священников дореволюционной Церкви, в одном случае даже отправив подарок главе “Белой Церкви” — огромную икону последней российской императрицы Александры, казненной вместе с царем Николаем II и всей императорской семьей в 1918 году большевиками. Отправляя икону, Путин, по-видимому, давал понять, что пришло время реабилитировать память об имперском порядке. В мае 2007 года обе церкви подписали соглашение, известное как Акт канонического общения, на церемонии в соборе Христа Спасителя в Москве.
С тех пор Русская Православная Церковь Заграницей поддерживала внешнюю политику Кремля и играла роль в его пропагандистских кампаниях. Например, в 2014 году инициатива “Бессмертный полк“, спонсируемая Кремлем, в рамках которой россияне маршировали в День Победы, держа фотографии своих родственников, сражавшихся во Второй мировой войне, была введена в Соединенных Штатах с поддержкой Церкви Святого Николая в Нью-Йорке.
Однако православные священники также начали служить российской разведке иными способами, создавая сеть поддержки прокремлевских структур за рубежом. В годах, предшествующих российскому вторжению в Украину в 2022 году, эти усилия начали привлекать внимание западных правоохранительных органов, включая ФБР.
Как утверждают журналисты, весной 2023 года ФБР распространило шестиполосное уведомление внутри православного сообщества, обращая внимание на подозрительное поведение некого сотрудника отдела внешних церковных отношений православной церкви, представив его как потенциального российского шпиона. Документ утверждает, что вышеуказанный сотрудник, обладает “доступом к конфиденциальным данным и информации, относящимся к православным общинам в Западной Европе, Северной Америке и других местах”. Уведомление указывает, что американские власти подозревают высокопоставленного сотрудника церкви в работе на российскую разведку и опасаются, что он может использовать свой доступ к информации для сбора данных о членах церкви и их активностях.
В своем уведомлении ФБР также призывает членов церкви “быть осмотрительными и внимательными к странным действиям и поведению” клерика и “предоставлять информацию о любых подозрительных обстоятельствах агентам по обеспечению безопасности”.
Эти усилия начались несколько лет назад и ориентированы на обнаружение и выдавливание российских агентов, в том числе дипломатов, журналистов и священников, работающих в Соединенных Штатах. В прошлом году агенты ФБР также предостерегли несколько православных церковных лидеров в Соединенных Штатах о возможных угрозах со стороны российских разведывательных служб и посоветовали им быть осторожными в своих контактах с иностранными священниками и общинами, заключается в статье Foreign Affairs.