Во всем мире журналистов убивают, запугивают, преследуют и сажают в тюрьмы. По данным ООН, в 2021 году было убито 55 журналистов. Только в Мексике в 2022 году было убито восемь журналистов. Доступ к Интернету и социальным сетям ограничен во многих странах, а кампании по дезинформации и пропаганде заполняют платформы по всему миру. Кроме того, общественное мнение о СМИ и журналистике находится на рекордно низком уровне.

На еженедельном брифинге EMS журналисты – Карлос Мартинес де ла Серна, программный директор Комитета защиты журналистов, Рикардо Тротти, исполнительный директор Межамериканской ассоциации прессы, Руслан Гуржий, главный редактор “Славянского Сакраменто” и Джереми Голдкорн, главный редактор 金玉米, SupChina, – рассказали о мировых тенденциях и обсудили соответствующие меры реагирования на эту опасную ситуацию.

Первый спикер Карлос Мартинес де ла Серна рассказал о ситуации в отношении журналистов во всем мире – “Любое место, где есть кризис любого рода… информация и журналистика становятся мишенью”.

Если вы вспомните недавние протесты против расизма, там было зафиксировано рекордное количество нападений на журналистов и их тюремное заключение. И в Украине идет аналогичная информационная война.

Как заявил Карлос Мартинес де ла Серна, “мы наблюдаем рекордное количество убитых и заключенных в тюрьму журналистов по всему миру. Даже один убитый производит леденящий эффект на местное и мировое сообщество журналистов. Журналисты, расследующие коррупцию, часто становятся мишенью, но есть и новые тенденции. В прошлом году Pressfreedom задокументировала, что 47 журналистов были заключены в тюрьму по сфабрикованным обвинениям в распространении ложных новостей.

Pressfreedom выпустила отчет о самых опасных странах для журналистов в 2021 году, с которым можно ознакомиться здесь.
Убийства журналистов редко раскрываются, и что существует растущее сообщество журналистов в изгнании, поскольку они не могут выполнять свою работу в своих странах. Существует прямая связь между использованием социальных сетей для нападений на журналистов и физической безопасностью журналистов. Это нужно учитывать еще до того, как мы будем говорить о распространении дезинформации.

“Журналисты должны быть частью сообществ, которым мы служим, чтобы бороться с растущим недоверием к СМИ,” – сказал Карлос Мартинес де ла Серна.

Другой спикер, Рикардо Тротти, сообщил, что в этом году в Америке было убито 12 журналистов, — говорит Тротти.
По его словам, полиция и военизированные формирования составляют большую часть проблемы, в то время как уровень безнаказанности остается высоким. Системы защиты не работают, ресурсов не хватает. А стигматизация СМИ такими лидерами, как Лопес Обрадор из Мексики или Болсаноро в Бразилии, подпитывает атаки.

В Никарагуа режим Ортеги сажает в тюрьмы журналистов и закрывает средства массовой информации. Он выслал более 150 журналистов, которые сейчас находятся в изгнании. Вчера  [31 марта, прим. “Славянского Сакраменто”] был приговор генеральному директору изданию Laprensa – 13 годам лишения свободы. 

Журналистов задерживают, преследуют, они не могут свободно передвигаться и их «приглашают» бежать из страны. В Венесуэле Мадуро украл активы более 115 новостных агентств. В январе на Кубе были увеличены наказания за содержание статей против государства, что исключило возможность критики в адрес правительства.

Другими проблемами являются отсутствие доступа к публичной информации. Это затрудняет борьбу с коррупцией, насилием и бедностью. И нет никакой прозрачности.

Как мы знаем, самый важный доход — реклама — мигрировал на более крупные цифровые платформы. В результате новости теряются. В 60% городах Колумбии нет местной журналистики. То же самое и в Аргентине, Бразилии и т.д.

«Мы сталкиваемся с тем, что бомба взрывается у нас в руках, даже не осознавая этого. Общества без местной журналистики не могут контролировать свои правительства,” — говорит Рикардо Тротти. Он считает, что после пандемии и других кризисов происходит переоценка профессии журналиста. 

Другой спикер, главный редактор “Славянского Сакраменто” (Slavic Sacramento) Руслан Гуржий поделился своим опытом. Он рассказал, что с 2014 года издание провело множество расследований коррупции… в Украине, России, а также здесь, в Калифорнии. В Украине его чуть не арестовала украинская полиция во время одного из расследования. Он также был в зоне АТО и видел войну в Украине своими глазами.

Как сказал Р.Гуржий, “многие в нашем сообществе в Сакраменто не говорят по-английски, поэтому они настраиваются на российские каналы, которые по сути являются пропагандой. Имея ограниченные ресурсы… мы пытаемся привлечь это сообщество, чтобы предоставить им точную информацию. За эту работу сайт “Славянского Сакраменто” был заблокирован в России вместе с другими, в том числе международными, СМИ. В самой России не осталось независимым СМИ. Из телевизора и интернета вмещается исключительно пропаганда.

Он также обратил внимание, что большие компании и корпорации пытаются закрыть рот журналистам, которые вскрывают неудобную информацию путем угроз или долгими судебными разбирательствами. 

Финальный спикер Джереми Голдкорн рассказал о журналистике в Китае. Она сказал, что “это трудное время для журналистики, связанной с Китаем, или журналистики, связанной с китайской диаспорой в США”.

По его словам, в Китае среда для журналистов такая же репрессивная, как и в 1980-х годах. Независимые СМИ в Китае почти закрылись. Вмещается только пропаганда. Иностранные журналисты постоянно подвергаются преследованиям. Растут националистические чувства, которые во время пандемии стали еще более радикальными. Бандитизм в социальных сетях довольно высок.

“Если вы китайский журналист, вы либо в тюрьме, либо бросили профессию, либо пишете пресс-релизы. Это довольно грустно,” — говорит Джереми Голдкорн. “Что касается здесь, в США, у вас есть СМИ, которые имеют свои корни на Тайване, новые медиа-компании, поддерживаемые китайским правительством, или зависящие от китайского бизнеса в плане рекламы, что затрудняет говорить правду властям.

Если вы журналист в США и вас считают антикитайским, ваше СМИ могут бойкотировать люди, связанные с КНР, и вы можете подвергаться преследованиям в Интернете. Это может быть очень страшно.

Если вас считают жестким по отношению к Китаю, то есть часть комментаторов СМИ, которая обвинит вас в том, что вы стоите за антиазиатским насилием здесь в Америке. Если вы настроены прокитайски, вы подвергнетесь нападению и можете подвергнуться расследованию со стороны правительства США.

Социальные сети стали крайне токсичным местом для журналистов. Освещение новостей из Китая сейчас происходит очень плохо… и это применимо независимо от того, выступаете ли вы за или против Китая.

“Местная журналистика имеет решающее значение для нашей демократии,’ – сказал Рикардо Тротти.

‘Каждый должен платить за СМИ,” – добавил Джереми Голдкорн. “Для издателей важно иметь доход, и это сложнее, чем когда-либо.”

“Каждый журналист, убитый при исполнении служебных обязанностей в США с 1970-х годов, был членом EMS. Писать новости о своем собственном сообществе может быть так же опасно, как писать о тех, кто находится у власти,” – отметила Сэнди Клоуз, директор EMS. “Наша миссия состоит в том, чтобы обеспечить постоянный поток информации, но уязвимость при выполнении этой работы не достаточно хорошо понимается.”