Рекордное число людей по всему миру — 84 миллиона человек — были вынуждены переселиться на новое место. Почти 3 миллиона украинцев покинули свою страну, и это не предел – их число может достичь 4 миллионов. Эксперты, присутствовавшие на еженедельном брифинге EMS — заместитель директора международной программы Европейского института миграционной политики и внештатный научный сотрудник Europe Наталья Банулеску-Богдан, журналист EMS Мануэль Ортис был на связи из Украины и Криш О’Мара Виньяраджа, президент и генеральный директор Лютеранской службы иммиграции и беженцев — рассмотрели последствия этого нового кризиса и то, кто будет затронут, включая других иммигрантов и беженцев, все еще находящихся в длинных очередях.
Наталья Банулеску-Богдан сделала общий обзор ситуации с беженцами из Украины.
По ее словам, сейчас основной поток беженцев из Украины – это в основном женщины и дети. Из страны не выпускают мужчин в возрасте от 18 до 60 лет. Это является отличительной чертой волны беженцев от других кризисов переселения, которые Европейский институт миграционной политики наблюдал в прошлом, когда в основном первыми ехали одинокие мужчины.
60% украинских беженцев уехали в Польшу. Как заявила Наталья Банулеску-Богдан, после 2014 года во всех странах ЕС количество людей из Украины значительно увеличилось. Также украинцы – самый большой источник трудовых иммигрантов, которые составляют 25% от всех прибывших в ЕС нерезидентов.
«Есть также люди, которые едут в Украину, чтобы воевать, и это потоки не только граждан Украины. По оценкам Международной организации по миграции (МОМ), в Украине проживает более 470 000 иностранных граждан. Около 76 000 из них были иностранными студентами, многие из которых приехали из Африки, Азии и Ближнего Востока».
По ее словам, все соседние страны сохраняют открытые границы, и с 2017 года украинцы пользуются безвизовым режимом в ЕС на период до 90 дней, но есть много опасений по поводу защиты уязвимых групп, пересекающих границы, включая несопровождаемых детей, большое сообщество цыган, а также лиц без гражданства, которые не могут быть возвращены. У большинства нет никаких документов.
Украинцы теперь могут претендовать на статус временной защиты в ЕС на срок от 1 до трех лет. Это решение было принято единогласно 4 марта Европейским советом. Это дает жителям Украины доступ к рынку труда и жилью, медицинской помощи и доступу к образованию для детей. То есть условия во всех странах-членах для украинских беженцев будут одинаковыми. Для сравнения, помощь сирийским беженцам отличалась, в зависимости от страны ЕС, в которую они прибывали.
Но студенты-иностранцы, работники-иностранцы, приехавшие в Украину, не могут претендовать на статус временной защиты в ЕС.
Америка, Канада, Австралия сообщили, что готовы принять украинских беженцев.
В Европе есть большие вопросы по условиям приема. Скорость и масштабы потока беженцев поистине беспрецедентны. Большинство основных принимающих стран — это страны Центральной и Восточной Европы с менее развитым интеграционным потенциалом. Поэтому основной вопрос для них, как нарастить возможности для приема беженцев.
Как рассказала Наталья, первые беженцы из Украины поехали к своим родственникам, которые уже жили в странах ЕС, но сейчас все больше тех, кто не имеет семьи и не знает, где решит осесть.
Журналист Мануэль Ортис, находящийся в настоящее время во Львове, рассказал о ситуации в Украине. По его словам, во Львов очень сложно попасть, потому что там не только люди уезжают из Украины, но и те, кто въезжает воевать или везет лекарства.
Журналист рассказал о двух обстрелах в пятницу в Луцке и Ивано-Франковске, что изменило ситуацию во Львове, потому что люди считают его безопасным местом. Некоторые люди едут 30 часов, чтобы добраться до Львова, потому что некоторые дороги разрушены и небезопасны. Когда люди приезжают, на месте составляют списки, в очереди люди стоят часами, на улице очень холодно.
До границы их довозят на автобусах, но потом беженцы вынуждены идет пешком, что непросто, т.к. Среди беженцев преимущественно женщины и дети с тяжелыми сумками. На границе люди также стоят часами, чтобы пройти проверку документов.
Не все желающие могут уехать, т.к. у них больные родители, которые могут не выдержать долгий путь.
Мануэль Ортис также отметил, что люди получают поддержку у помощь от волонтеров, беженцев кормят. Приютов для приема беженцев в Польше немного, т.к. большинство людей принимает украинцев у себя в домах или квартирах.
По словам журналиста, настроение у большинства боевое, некоторые женщины хотели бы остаться и воевать за Украину, но должны оставаться с детьми.
Также он сказал, что когда находишься в очереди со стороны Украины, люди очень тихие, когда они оказываются в Польше, они начинают говорить и общаться.
Кроме того Мануэль отметил, что во Львове хорошая обстановка с продовольствием, продукты есть, все работает, но приезжающие люди из восточных регионов Украины зачастую голодные; также в городе есть баррикады и блок-посты, иногда проезжают танки и военные грузовики.
Криш О’Мара Виньяраджа сказала, что помимо Польши много беженцев едет в Молдову, из которой этот поток беженцев едет дальше по мере усиления военных атак со стороны России.
По ее словам, США могут оказать значительную помощь беженцам из Украины в том числе путем помощи странам ЕС.
США уже выделили первоначальные инвестиции в размере 54 миллионов долларов от Государственного департамента, за которыми последовали еще 53 миллиона долларов, о которых вице-президент Харрис объявила во время своей поездки. Палата представителей и Сенат только что одобрили пакет помощи Украине в размере 13,6 млрд долларов, и чуть менее половины этой суммы будет направлено на экономическую и гуманитарную помощь. Это позволит обеспечить продовольствие, кров, питьевую воду и неотложную медицинскую помощь.
Как сказала Криш О’Мара Виньяраджа, существует несколько сценариев того, как ситуация с беженцами будет развиваться.
При лучшем сценарии российское вторжение в конечном итоге потерпит неудачу. И многие украинцы смогут вернуться, как только это станет безопасным… Но в худшем случае, когда Россия будет разочарована отсутствием прогресса, и мы увидим дальнейшие атаки, мы увидим значительный всплеск, и мы ожидаем более крупный и устойчивый исход, возможно, превышающий прогноз США в 4 миллиона беженцев. Один комиссар ЕС оценил общее количество в 7 миллионов.
В этом случае США должны быть готовы более активно вступить в фазу помощи ЕС с беженцами, поток которых будет увеличиваться. Но Криш О’Мара убеждена, что США могут и хотят принимать беженцев. По ее словам, в настоящее время большее количество сенаторов и губернаторов согласны принимать беженцев, чем, например, в 2015-2017 гг., когда большинство выступало против.
Елена Кузнецова, SlavicSac.com