“Голос Америки” пообщался с членами украинской общины Хьюстона, чтобы узнать, как их коснулось стихийное бедствие и какие настроения и ожидания царят среди населения.
Люба Дуб, коренная жительница Хьюстона, говорит, что никогда еще не видела подобного: «После круглосуточного просмотра новостей вам кажется, что вы знаете, что делать в случае урагана. Но, если честно, это очень напряженное и эмоциональное событие. Трудно мыслить рационально».
Люба рассказывает о родственниках, которые проснулись среди воды высотой по щиколотку, и добавляет: «Мы будем восстанавливаться после этого годами».
Американец украинского происхождения Джеймс Юрик был свидетелем ураганов «Эллисон» и «Айк», но «Харви», по его словам, превзошел все предыдущие: «Многие дома затоплены, учреждения закрыты. Люди просто не могут добраться до работы, поскольку все автомагистрали затоплены».
Анастасия Гукс живет в пригороде Хьюстона уже девять лет. По ее словам, к тропическим ливням, когда вода заливает дороги и невозможно куда-то уехать, люди уже привыкли, но то, что происходит сейчас – это нечто «нереальное и сюрреалистическое». Сначала семья, в которой есть трое маленьких детей, планировала переждать ненастье в доме своих родителей, но когда они не смогли приобрести электрический генератор, было принято решение об эвакуации:
«Мы думали, что побудем в выходные у родителей мужа и вернемся домой. Никто даже не предполагал, что ураган ударит так сильно. В субботу моя лента в Фейсбуке состояла из одних только фото и видео того, как «Харви» безжалостно затапливал улицы, по которым я обычно хожу в магазин или в школу. Фото друзей, дома которых полностью затопило. Фото и видео того, как моих друзей и соседей спасают на лодках и вертолетах».
Наталью Свейм и ее семью эвакуировали перед тем, как их дом затопило:
«В понедельник моя дочь увидела на нашей улице лодку, которая эвакуировала местных жителей. Я и понятия не имела, что через 10 минут мы оставим свой дом. Я, мой муж, моя 63-летняя мать, дети 3, 7 и 20 лет, и наша собака. Мы покидали в сумки все, что успели, и бросили все остальное».
Друг мужа Натальи дал семье свой автомобиль, матрасы и постельное белье. О том, что вода проникла в дом, Наталья узнала от соседей, которых эвакуировали позже. Все семейные автомобили тоже были затоплены. «Сейчас вода уже начала стекать, – говорит женщина, – Я боюсь зайти в дом и увидеть все это. Не знаю, с чего начинать».
Светлана Ярмоленко Реймер и Ирина Петровская Марчиано оказались среди счастливчиков, чьи дома не были затоплены, потому что находились на возвышенности в районе Хьюстон-Хайтс. Однако они также подвергались угрозе наводнения.
«В субботу вечером вода подошла к дому и начала просачиваться через дверь, – рассказывает Светлана. – Я заклеила дверь скотчем и подложила полотенца и коврики, и это помогло. После этого вода уже не поднималась так высоко».
Вода подходила близко и к дому Ирины, но отступила к проезжей части, когда дождь немного поутих.
«Из группы в Фейсбуке я знаю, что соседи организуют караваны внедорожников, чтобы отвезти вещи, которые жертвуют местные жители, к главному пункту помощи пострадавшим в общественном центре имени Джорджа Брауна, – делится Ирина. – Я лично отдала подгузники для новорожденных, оставшиеся после моей двухмесячной дочери, и пакетики для замораживания грудного молока».
Также Светлана рассказывает о сплоченности украинской общины Хьюстона: «Украинцы постоянно переписываются на Фейсбуке и узнают о состоянии других. Они принимают у себя знакомых или направляют людей в другие города – Остин, Сан-Антонио. Члены Украинско-американского культурного клуба Хьюстона принимают тех, кто нуждается в приюте, очень поддерживают друг друга. Многие писали мне и спрашивали, нужна ли помощь».
Местная украинская церковь, несмотря на то, что была окружена водой, открыла дверь храма и дома пастора для тех, кто оказался в безвыходной ситуации.
Украинцы Хьюстона беспокоятся о тех, кто пострадал от стихии, и сохраняют веру в лучшее.
«Я очень люблю Техас, наших людей – они все из разных уголков земли, но помогают друг другу, забирают на своих лодках пострадавших, открывают дома для тех, кто ищет убежища, – делится Анастасия Гукс. – Даже во время такого испытания они остаются едиными и сохраняют любовь к ближнему. Ненастье пройдет, и мы восстановим все. Главное наше сокровище – в наших сердцах».
София Гринблат, президент Русского культурного центра «Наш Техас», сообщает: «Мы собираем в Русском культурном центре вещи для людей, находящихся в убежище: обувь, носки, одежду, одеяла, детские подгузники».
Елена Суворова Филипс, президент Объединённой Российско-Американской Ассоциации, приглашает пострадавших в свой дом, сообщает Координационный совет организаций российских соотечественников в США.
По словам представителей организации, живущий в Техасе россиянин Антон Китугин собрал команду из нескольких человек. У него был небольшой грузовик, а у одного из его друзей – лодка. Китугин предлагал согражданам в социальных сетях помочь «купить продукты, вытащить машину», но в итоге занялся наиболее важным делом – вывозом людей. «Если вчера мы делали это самостоятельно, то сейчас мы решили организоваться для более эффективной работы. Полиция и пожарная служба распределяют людей – куда нужно ехать, где наибольшее количество звонков от пострадавших, кому необходима эвакуация», – говорит Антон в интервью РИА «Новости».
По его словам, он смог помочь нескольким людям – одна из лодок спасателей была перегружена беженцами, и он пересадил в свою лодку и вывез в безопасное место двух взрослых и ребенка. Лодки в Хьюстоне в дефиците, и всех владельцев частных лодок просят помочь властям. «На машине в большинство районов не попасть, лодка – это основное средство для того, чтобы вывезти людей из затопленных районов», – пояснил Китугин. По его словам, есть и другие российские граждане, которые присоединились к спасательной операции.
“Волонтеров много, волонтерское движение сильно развито, люди занимаются этим самоотверженно”, – заключил доброволец.
После дня работы он поделился с волонтерами рядом советов. Так, по словам Китугина, течение в местах затопления серьезное, поэтому ни в коем случае нельзя пробираться туда на машине или на лодке без мотора. Также он советует добровольцам собираться командой не менее трех человек – водитель и два человека в лодке. По его словам, необходимо соблюдать осторожность, спрыгивая с лодки на неизвестную глубину, и остерегаться оборванных проводов под напряжением. Он также пришел к выводу, что неорганизованная помощь неэффективна – нужна координация с властями, которые знают, кто и где нуждается в помощи в первую очередь. В ряде случаев вода продолжает прибывать – Китугин описал, как по дороге домой ему пришлось делать объезд в 120 миль (почти 200 километров).
В русскоязычных сообществах Хьюстона в соцсетях эмигранты делятся информацией о том, какие районы подверглись наводнению, и советами, как заполнить заявление в страховую компанию.
Пользователь по имени Лана Вайсман рассказала, что ей пришлось эвакуироваться дважды.
“Нас полностью затопило… и наших соседей, всего семь человек! Друзья нас приняли, но потом вода стала подниматься и вокруг их дома. Пришлось снова эвакуироваться, – написала Вайсман. – Нас было уже 13 человек, но мы никого не оставили в потопе! Друг на большом грузовике забрал нас всех и увез в Томбал. Ян и Лена временно приютили всех!”