Галину Давыдюк, которая выросла в 1970-х – 80-х годах в Украине, бывшей тогда частью Советского Союза, в школе дразнили одноклассники и учителя за то, что она исповедовала христианство. Ее отец за свою веру попал в тюрьму, пишет NY Times.
Сегодня же, по ее словам, «преследований почти нет, но трудно найти работу».
Обычно тем, кто ищет лучшей доли в Соединенных Штатах, приходится ждать по нескольку лет. Однако Давыдюк с мужем и семью детьми приехала в Ванкувер всего через два года после подачи петиции. Они присоединились к растущей армии украинцев, которые в последние месяцы приезжают в страну, закрывшую двери для остальных беженцев.
Семью Давыдюк отличает от остальных иммигрантов то, что они, будучи пятидесятниками, подпадают под действие созданной почти три десятка лет программы помощи жертвам религиозных преследований в Советском Союзе.
Сейчас в странах бывшего СССР гораздо больше религиозных свобод. Но пока лагеря беженцев на нескольких континентах переполняются семьями, бегущими от исламистских фундаменталистов и кровавых гражданских войн, выходцев из Советского Союза по-прежнему пускают в США в первую очередь.
Поправка 1990 года, предложенная сенатором Фрэнком Лаутенбергом из Нью-Джерси, облегчила получение статуса беженцев для евреев и христианских меньшинств из бывшего Советского Союза и Юго-Восточной Азии. Им, в отличие от остальных кандидатов, не требуется доказывать наличие страха преследований.
В 2004 году в программу были включены религиозные меньшинства Ирана. Но основную ее часть, более 90%, составляют христиане-евангелисты – главным образом из Украины.
Верховный суд США подтвердил законность некоторых положений временного запрета на въезд иммигрантов, введенного президентом Трампом. В этом году будет рассматриваться вопрос о том, является ли этот запрет легитимной мерой по защите национальной безопасности или незаконной дискриминацией против мусульман, как утверждают его противники.
В ответ на вопросы журналистов Служба гражданства и иммиграции США пояснила, что наплыв украинских беженцев «не имеет отношения» к президентским указам Трампа по вопросам иммиграции.
В отчете Госдепартамента по беженцам за 2017 год сообщается, что количество заявлений по программе Лаутенберга значительно возросло с начала военного конфликта в Украине. По данным ООН, в противостоянии между правительственными войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами погибло более 2 000 гражданских лиц и несколько тысяч бойцов. Многие люди были вынуждены бежать из Восточной Украины в другие районы страны.
Эксперты утверждают, что ситуацию в Украине нельзя сравнить с убийствами и преследованиями езидов, курдов, христиан и шиитов на территориях, контролируемых ИГИЛ. Однако это не ставится в вину программе Лаутенберга, поскольку христианские меньшинства Украины, которые считаются сторонниками Запада, по-прежнему подвергаются преследованиям в пророссийски настроенных регионах.
Поправка Лаутенберга вызвала «цепную иммиграцию» – приезжающие в Соединенные Штаты беженцы, обосновавшись в стране, оформляли разрешение на въезд для близких родственников, которые также получали статус беженцев, если являлись представителями угнетавшихся в Советском Союзе христианских меньшинств.
До распада СССР евангельские христианские церкви действовали подпольно. У пастора Ильи Глобака, приехавшего в США в 1992 году с женой и 13 детьми, еще живы воспоминания о тайных крещениях, о родственниках, брошенных в тюрьму за исповедование своей веры, о конфискованных властями Библиях. Даже сегодня, по его словам, в стране, где преобладает Православная церковь, пятидесятников часто называют «шпионами» или «членами культа».
Глобак был одним из нескольких славянских пасторов, направивших членам Конгресса и вице-президенту Майку Пенсу послание, призывающее к расширению программы Лаутенберга.
250 из 265 иммигрантов, обратившихся в этом году в ванкуверский офис организации по расселению беженцев Lutheran Community Services Northwest, прибыли из стран бывшего Советского Союза, включая 200 человек из Украины.
Анна и Даниил Герман занимались в Донецке выращиванием цветов на продажу, пока в апреле 2014 года в их теплицу не попала бомба. Они уехали в Одессу, и бабушка Даниила, с 1999 года проживающая в Ванкувере, помогла им иммигрировать в США по той же программе Лаутенберга, которой в свое время воспользовалась и ее семья.
Сейчас Даниил Герман работает независимым подрядчиком Amazon, а его жена – уборщицей в славянской баптистской церкви «Благодать».
В прошлом году Анна заполнила иммиграционную петицию на двух своих сестер и брата, которые живут в Одессе.
«В Одессе пока все в порядке, но ситуация может измениться в любой момент», – говорит она.
По данным, опубликованным процессинговым центром Госдепартамента США и Бюро населения, иммиграции и беженцев (Bureau of Population, Refugees, and Migration), с 1975 по 2017 г. в Соединенные Штаты въехало свыше трех миллионов беженцев из разных уголков мира. Среди них – более полумиллиона жителей бывших республик СССР и стран СНГ.
В десятку основных носителей языка из бывших республик СССР за последние 10 лет вошли лишь представители Армении – их насчитывается 1 416 человек. По количеству беженцев среди бывших республик СССР и стран СНГ (за последний год) на первом месте находится Украина (3 228 человек), на втором – Россия (279), на третьем – Молдова (243)