Российское оружие есть однозначно, с помощью него и разрушаются все прифронтовые города и населённые пункты, говорят мне в один голос и военные, и гражданские. Оно торчит из крыш полуразрушенных домов, из асфальтированного полотнища дорог, российские “растяжки” находят в лесах и т.п. и т.д. Один беженец из Донецка рассказал мне, что зачастую войска ДНР обстреливают украинскую сторону, загоняя «Грады» прямо в жилые районы этого областного центра. Когда же приходит «ответка» со стороны украинской армии, благодаря содействию российской разведки, которая прослушивает все переговоры в регионе, повстанцев уже и след простыл. В российские же СМИ попадает крайне искаженная информация о том, что «сегодня украинская армия обстреляла мирное население Донбасса».
Помните, как Владимир Путин публично заявил, что будет прикрываться мирным населением?
То же самое происходит и с частями регулярной армии враждебного северного соседа. Местные жители, армейские начальники и разведка в один голос утверждают, что на территорию Донецкой и Луганской областей пришли точно такие же «зеленые человечки», как и в свое время на территорию Крымской республики.
Ходит молва (и это было бы вполне логичным политическим сценарием), что по примеру полуострова, ДНР и ЛНР вскоре также присоединят к Российской Федерации. И это будет сделано с помощью повсеместного референдума.
За повстанцев воюют не только профессиональные кремлевские разведчики, снайперы и инструкторы. Украинские военные регулярно берут в плен российских солдат без опознавательных нашивок и обозначений, которые, как выражается господин Путин, «заблудились» в попытках найти военные части своей дислокации в Тамбовской области. По крайней мере, мне так рассказывают украинские патриоты.
Выезжая из зоны боевых действий, мы были в очередной раз остановлены для проверки офицерами украинской контрразведки, передвигавшимися по направлению к линии фронта на современном бронетранспортере. Удостоверившись, что среди нас нет вражеских элементов и мы не представляем опасности, военные пропускают нас назад, в блокадный Мариуполь.
Оборона Мариуполя от русских
Говорят, что 9 мая 2014 г. группа повстанцев напала на Мариуполь в попытке подчинить себе местную администрацию. Ополченцы, как стороны называют пророссийские формирования, намеревались тогда с разбега, вслед за Луганском и Донецком, взять власть в этом регионе. Было совершено неудачное нападение на здание горсовета и МВД. Однако оставшиеся на месте представители полиции и добровольцы, пожертвовав своими жизнями, выбили нападавших из населенного пункта. Оба здания в центре города до сих пор стоят разбитыми и опустошенными. Десятки человек потеряли свои жизни.
Глава военных капелланов Геннадий Мохненко говорит, что напавшими были «наркоманы и бандиты с откровенно уголовным прошлым». Согласно Мохненко и многим жителям области, а также беженцам из Донецка, с которыми мне удалось пообщаться за время пребывания на фронте, во всех взятых пророссийской властью городах руководящие посты были захвачены местными “законченными негодяями и маргиналами”, которым ни при Януковиче, ни при новой власти не удалось реализоваться.
«Уголовники, накачанные наркотиками бандиты взяли оружие в руки и принялись громить наш город, – говорит Мохненко, – грабили местные банки, магазины, сожгли полицейское управление, пытались захватить власть».
Несмотря на победу над сепаратистами, сегодняшний Мариуполь находится в состоянии тревоги из-за опасности нападения как с моря, так с суши, а уже привычные «фейерверки» со стороны фронта не воспринимаются как что-то необычное.
Все говорят, что такого подъёма патриотизма страна не видела, пожалуй, с момента обретения независимости. Всюду, в том числе в военной зоне, развешены украинские флаги (а на западе – флаги ОУН), мелькает национальная символика. На фронте, на опустошенных войной зданиях очень часто встречаются знаменитая речевка украинского футбольного клуба – «Путин – х*й!» или «Путин – ху*ло!» в разных вариациях.
Жизнь в ДНР
К сожалению, в этот раз попасть на территорию Донецка и непризнанной народной республики мне не удалось. Во время моего пребывания в «зоне АТО» с подачи службы национальной безопасности страны президент Порошенко объявил полную блокаду ДНР и ЛНР. Ни железнодорожное, ни автомобильное сообщение между конфликтными сторонами сегодня не действуют. Произошло это лишь после того, как бойцы народного ополчения обнаружили и опубликовали доказательства контрабанды оружия и угля, происходящей с позволения администрации Порошенко по обе стороны границы.
Один из беженцев со стороны Донецка рассказал мне о чрезвычайно мрачных перспективах, сложившихся на территории так называемой Донецкой народной республики. По его словам, все более или менее перспективные жители покинули Донецкий регион, пытаясь спастись от военных бедствий и мародерства.
Большинство из его знакомых, оставшихся по ту сторону границы, погрязли в наркотиках и русском псевдопатриотизме. Он рассказал, что практически все предприятия и торговые точки в городе закрыты, так как половина населения бежала из Донецка. Тем, кто в военное время остался не у дел, не остается ничего иного, как взяться за оружие и бороться за пророссийскую власть.
Бывший пастор протестантской церкви также бежал из Донецка, не успев попрощаться со своими прихожанами. Называть свои имена, а тем более фотографироваться эти люди наотрез отказываются – говорят, что не хотят подставлять оставшихся по ту сторону границы друзей.
Когда мы подъехали к границе ДНР, на блокпосту мне удалось заснять километровую очередь жителей ДНР, везущих из соседнего Мариуполя продукты питания – яйца, мясо, молоко.
«Они кричат, что освободили свой город от бандеровцев, однако за едой предпочитают ездить к нам», – прокомментировал происходящее один из местных жителей.