Банковский комитет Сената США попробовал оценить, насколько эффективными оказались санкции, введенные против России после аннексии Крыма и военного вмешательства в конфликт на востоке Украины.
В ходе слушаний глава комитета сенатор Майк Крапо напомнил, что перечень жестких экономических и визовых мер в отношении Москвы впервые вступил в силу в марте 2014 года, и сейчас в санкционных списках Минфина США находятся 520 российских предприятий, коммерческих компаний и частных лиц, причастных к агрессии против Украины, нарушениям прав человека, кибератакам на США и западноевропейские страны.
Приглашенные эксперты заявили, что введенные санкции оказали определенное влияние на состояние российской экономики, но потери от падения цен на нефть оказались куда более серьезными для России. В результате Кремль был вынужден сокращать бюджетные расходы на образование, здравоохранение и реализацию социальных программ. Значительно уменьшился резервный фонд страны, а оказавшиеся в санкционных списках компании потеряли не менее половины своей стоимости.
Согласно экспертным оценкам, количество российских фирм, так или иначе затронутых американскими санкциями, значительно превосходит санкционный список минфина США. Аналитики уверены, что только физические лица, внесенные в эти списки, напрямую контролируют работу 584 компаний, с которыми так или иначе аффилировано более 2 000 предприятий.
При этом экономический ущерб, нанесенный странам Западной Европы и США в результате введения так называемых «российских контрсанкций», никак не отразился на их экономике и составляет цифру в «две десятых процента».
Kак отметила эксперт Центра новой американской безопасности Элизабет Розенберг, российская экономика по-прежнему остается одной из крупнейших в мире, а понесенные от введения санкций потери не помешали Москве начать новую военную кампанию в Сирии и организовать серию кибератак на штабы избирательных кампаний в США и Западной Европе.
Экперты уверены в том, что усиление давления на Россию и расширение санкционных списков вряд ли принесет какие-либо результаты. Более того, по мнению Эрика Лорбера, занимавшегося санкционной политиков в минфине США и сейчас занимающего должность старшего советника Фонда защиты демократии, некоторые из введенных санкций могут быть отменены.