В течении нескольких лет и до последнего времени я не мог спокойно, без внутренней войны читать 11 гл. Римлянам, где апостол Павел повествует о преимуществе Израиля перед другими народами. Особенным преткновением для меня были стихи 11-12:
Фото: Wayne McLean
11. …но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12. Если же падение их богатство миру, и осуждение их богатство язычникам, то тем более полнота их.
Я не мог и не могу согласиться с тем, что Павел превозносит народ Израильский над всеми остальными народами, или так называемыми “язычниками”. Главным преткновением для меня было (как я раньше понимал) учение Павла о том, что даже отвергнутый за непослушание и идолопоклонство Израиль, которого Бог в гневе выгнал из своего дома и разбросал по всей земле, ставится на порядок выше, чем любой человек или народ на земле. Как можно было написать или даже произнести вслух, что падение Израиля есть богатство миру? Разве можно, находясь в здравом рассудке, заявить, что грех и именно грех одного народа является причиной и следствием благословения другого?
Если исходить из этой формулы, то грех Иуды Искариота есть причина и следствие благословения Матфия, который принял служение Апостольства вместо Иуды! В таком случае получается, что и Адам не совсем виноват, а наоборот, ещё более праведен, так как благодаря падению Адама понадобился Христос.
Тем самым можно с уверенностью сказать на основании Откр. 13:8 “Агнца закланного от создания мира”, что Адам не так уж и проклят, наоборот, он своим грехопадением создал нужду в Спасителе, таким образом, он прежде Авраама послужил благословением всем поколениям, тогда как Авраам был благословением только через Исаака. Из этого мы видим, что падение Адама обогатило всех людей куда больше, чем верность Авраама. Если бы Адам не согрешил,то благодать Христа, которой все получают спасение, не смогла бы прийти на землю. Таким образом, Адам сознательно пошёл на грех, чтобы благословить все поколения Иисусом Христом.
Из Откр. 13:8 видно, что Христос был заклан ещё до создания Вселенной, и если Бог приготовил Христа ещё до падения Адама, то можно с уверенностью сказать, что в совершенной воле Бога был именно Христос, а не Адам. И если Адам послужил к воплощению совершенной воли Бога, заключённой во Христе, то из 12 стиха Рим. следует: “падение Адама есть богатство миру чрез Христа, тем более полнота Адама!” Полнота Адама более чем кто или что? Получается, что полнота Адама чрез грехопадение больше, чем полнота служения оправдания по благодати, чрез Христа.
В результате такого мышления мы приходим к 3-й гл. Римлянам, стихи с 5 по 8. Цитата:
5. если же наша неправда открывает правду Бога, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изьявляет гнев?
6. никак. Ибо как Богу судить мир?
7. Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Бога, за что ещё меня же судить как грешника?
8. И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых!
Здесь Павел ясно даёт понять, что наши размышления, изложенные выше, в корне неверны, и это совсем не то, чему учил Павел. Отсюда ясно, что в своём послании Павел говорил о каком-то совсем ином преимуществе и богатстве.
Преимущество Израиля лишь в том, что Бог заключил с ним брачный союз раньше всех остальных народов, и процесс очищения Израильского народа начался тоже раньше, чем у других. Но этот брачный контракт они нарушили и получили развод, о чём и свидетельствует пророк Иеремия и другие пророки. Всегда легче обновить отношения, которые длились долгое время, чем начать притирку с нуля, об этом и говорил Павел. Легче привить бывшую родной масличную ветвь, чем дикую. Потому что у родной, хоть и непослушной ветви, остался огромный опыт общения и служения Богу, в отличие от других народов, которые ко времени Павла только начали своё прививание. Именно в более чем 1500-летнем опыте отношений Израиля с Богом и есть его богатство и преимущество. Он – Израиль – мог бы стать отличным учителем верных и неверных отношений с Богом для всех остальных народов, если бы не стал судить язычников по закону, который сам неоднократно нарушал. Ибо в этом есть лицемерие и юродство проповеди Израиля. Именно в эту позицию Бог и поставил Павла, некогда гнавшего и судившего язычников, как и весь Израиль, но после прозревшего чрез Христа, проповедовать Спасение Христа по благодати и не пытаться обрезывать тех, кого сам Бог оправдал наивысшим законом, законом Креста Христова.
У Бога каждый народ имеет своё отличие, в этом есть богатство премудрости Творца. И в вечности каждый народ будет по-особенному, исходя из своей культуры общения с Богом, славить и поклоняться Всевышнему, Ему во веки Слава и Держава во всех народах и племенах, Аминь. Однако, вернемся к началу.
По пророчеству Исаии, за грех Иеровоама, который есть идолопоклонство, царь Ассирийский переселяет народ Израиля в Вавилон, а Вавилон в землю Израильскую. По сути, Бог после долгого терпения непослушания и отступления Израиля выгнал его из своего дома к народу, по обычаям и грехам которого тот поступал.
С одной стороны, Израиль, избранный Богом народ, чрез который сам Бог определил Воссиять и Благословить ВСЕ народы, отступив от Бога, послан в изгнание, с другой стороны, Вавилон, не имевший ни Закона Моисея, ни Завета Авраама, занял Святую Землю, обещанную Аврааму и его потомкам. Это по сути своей и есть пророческое иносказание: язычники заняли место святыни и почитания Бога вместо непослушного и противящегося Израиля. Это доказывается многими местами Писания, вот только некоторые:
… пришёл к своим, и они Его не приняли
… слова Иисуса: “Как часто я хотел собрать вас… но вы не захотели”
… “да будет дом его пуст, и достоинство его да примет другой”: Давид
… притча о брачном пире: Избранные не оказались достойны; Иисус
… “не мой народ назову моим народом”: Исайя
… “ибо у оставленной будет больше детей, чем у имеющей мужа”: Исайя
… притча о блудном сыне, старший сын Израиль (Сим), младший (Иафет и Хам) язычники. Младший сын Бога был на многие столетия потерян, но со времён Христа найден и “привит”, ‘ибо Я пришел взыскать и спасти погибшее’.
… Я открылся не вопрошавшим обо Мне, Меня нашли не искавшие Меня. “Вот Я, вот Я” говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим! Отметим, что “не именовавшемуся” стоит в прошедшем времени, а не в настоящем, то есть теперь он именуется!
И ещё десятки и сотни мест в писаниях говорят о том же.
Через Ноев завет все народы на земле были в завете с Богом. Как раз во времена Ноя и потерялся блудный сын, которого и нашёл Иисус.
Однако, по причине умножения беззакония, Бог создал для себя народ из послушного и верного Аврама, чтобы научить отступившихся к этому времени сыновей Ноя и их потомков, об Истинном Боге/Отце, которого оставили Его сыновья. Именно Аврам и евангелие его хождения пред Богом были свидетельством об истинном Боге. По этому свидетельству, народы, увидев благословения Аврама, должны были вернуться к Богу своего отца Ноя, чтобы получить все те благословения, которых добивались блудные сыны чрез поклонение лжебогам. И сам Иаков/Израиль занял ту же нишу, что и Аврам. То есть, чтобы научить все народы о любви Божией, Его милости, прощении, исцелении, долготерпении, защите, любви, освобождении, заботе, доверии, верности и нерушимой клятве о спасении, Бог и заключил клятвенный союз с Аврамом. Это есть ещё одно преимущество Израиля, быть непредвзятым учителем всех народов о Любви и Спасении Божьем. Именно из-за этой клятвы Бог и не отверг Израиля до конца, но по пророчеству, данному Давиду, сказал об Израиле так: “и если он согрешит, накажу его, милости же Моей не отниму от него”.
Это есть тот свидетель для народов, говорящий о неизменности обещаний Бога, несмотря на все грехи, которые совершил Израиль. Народы, увидев дела Истинного Бога в милости, способности защищать и избавлять от любых угроз вне зависимости от грехов, по долготерпению, должны были обратиться к Единственному Живому Истинному Богу. Однако в Египте даже после того, как увидели силу Бога, всё равно не отвратились от своих идолов и продолжили им служить.
В это время Израиль, имея и пророков, и Моисея, и Завет, и Обет самого Бога, отложились от Него и ушли в идолопоклонство.
К моменту переселения всё, что имел Вавилон, это свидетеля событий истории, переданной многими людьми, что Бог Израиля есть живой Бог. Однако сам Израиль к моменту переселения уже был в завете Моисеевом около 700 лет, за эти столетия очищения он был более праведный, чем Вавилон, очищение которого ещё не началось. И как же так получается, что более праведный при всех своих грехах Израиль выгнан из Святой земли, за которую заплатил своею кровью, войнами и Божьими наказаниями? Сколько крови пролил Израиль по пути к обетованной земле и при её завоевании, и ещё больше за время проживания на ней. После стольких лет очищения и прививания к Богу он был в один момент отрезан от корня, и вместо него без крови, войн, священства, очищения, пророков или какой бы то ни было жертвы, Вавилон – дикая маслина привита к священному Корню. Вавилон бесплатно, без особых усилий занял Святую обетованную землю.
За что, по какому праву такая как бы несправедливость Бога? На каком основании Вавилон занял место Святыни Израиля без особых усилий, да и после того, при наличии всех своих грехов, никогда не был выгнан или переселён из Святой земли? На основании Завета! К этому времени было два Завета, один Ноев, другой Авраамов. Завет Ноя в лице его сыновей был дан всем народам, и этот завет милости о неуничтожении, при условии “плодитесь и размножайтесь, и населяйте всю землю” они исполняли, они были верны в исполнении простого завета. А Израиль оказался неверен по условиям славнейшего завета, условия контракта которого подписал сам, но не исполнил его и оказался виновен пред Богом. Завет Авраама и последующий за ним Закон Синайской горы был основан на верности в заповедях и на основании верности спасения чрез Мессию. Именно потому, что Завет Авраама был основан на обещании Бога дать спасителя в семени Авраама, этот Завет и является более славнейшим, чем Завет Ноев.
Завет Авраама – это также завет веры, той, которой руководствовался Авраам в хождении с Богом. Но вера сама по себе не может существовать, для неё необходимо Слово Творца, в данном случае обещание, что в семени Авраама, то есть во Христе, благословятся ВСЕ народы, а не один народ. И все народы в этом обетовании стоят на одной ступени, Бог не давал какого-то особого обещания кому-либо из народов, но сказал: “в семени твоем благословятся ВСЕ народы!”, тем самым поставив все народы на один уровень. Так же и пророк говорит: “ибо все согрешили и лишены славы Божьей”.
Этому-то и удивлялись ученики Христа, когда дар Святого Духа был дан язычникам без каких-либо условий и законов. Это тот самый Дух, который свидетельствует в нас, что мы дети Божьи. Это тот самый Дух, о котором пророчествовал Исайя, говоря: “изолью от духа Моего на ВСЕ народы”. Ученики и Пётр думали, как и многие Иудеи, что дар Святого Духа должен был быть дан только им одним. Но Бог сказал Петру: “что Бог очистил, того ты не почитай нечистым!”, однако многие до сих пор спорят с Богом, впрочем, как и тогда, во времена Апостолов Христа.
Между заветом Авраама и Христом прошло около 2000 лет, и Бог и Авраам понимали, что за 2000 лет завет Авраамов будет нарушен так же, как и завет Адама за предыдущие 2000 лет. Именно поэтому Бог даёт постановления и законы как прообразы, чтобы их исполнение постоянно напоминало потомкам Авраама о завете Бога,то есть о спасителе Христе, которым благословятся все народы.
Закон сам по себе есть духовные рамки, за которые нельзя переходить, чтобы не потерять Завет Авраама с Богом. И его прямое предназначение – это путеводительские знаки и уроки, указывающие путь ко Христу, а с Христом и во Христе прийти к престолу милости Судии Всемогущего.
Однако все остальные народы, не вошедшие в завет с Богом чрез Синайский закон, а имея только Завет Ноя, тоже получили доступ ко Христу, как бы обойдя стороною закон Моисеев. С одной стороны, мы имеем Израиль, который чрез закон должен был прийти ко Христу, с другой стороны, язычники при отсутствии закона Моисея пришли ко Христу. Как же так получается, что Израиль, имея очень точный путеводитель ко Христу, прошел мимо Него? А язычники, не имея путеводителя, пришли к нему? Они пришли к Нему верою, им указали на Христа Иудеи, и они в простоте приняли Его как Христа и спасителя. Ибо спасение от Иудеев. Сами же Иудеи остались без Христа, потому что за две тысячи лет закон перестал быть для них путеводителем и занял место самого Христа, к которому должен был привести. За долгие столетия Израиль перестал ждать Мессию как цель закона и, не дождавшись Его, начали поклоняться закону, как своему Мессии и от него по закону ожидать спасения, посему и пытаются до сих пор его исполнить, но безуспешно. По этой причине им тяжело было принять Христа за Христа, так как это место в их сердцах и культуре занял закон Моисея.
Приняв закон вместо Мессии, они по закону начали судить и себя и народы, не дождавшись благодати от Христа, они сами себя заключили в вечное исполнение закона, тем самым сами себя обрезали от той Цели, ради которой и для которой этот закон и давался, то есть Спасительной Благодати Христа! Отвергнувши Мессию, они отвергли оправдание по вере в Мессию и Его спасительную жертву. Посему, не получив оправдание по благодати и пытаясь оправдать себя законом, а не Христом, они и получили то, что следовало им по закону, наказание и изгнание. Потому что законом невозможно оправдаться перед Богом, ибо закон свят, а я грешен.
По этой причине и плакал Иисус, когда въезжал в Иерусалим. Он, будучи пророком, видел всё, что следовало Израилю за все столетия его отступления, какое великое наказание грядет Израилю. Мессия для этой цели и пришёл, Бог поэтому так долго и терпел, чтобы помиловать Израиля от заслуженного им наказания на основании закона. Но сам Израиль избрал себе праведность от закона, а не от благодати. И по праведности закона получил наказание и изгнание, вместо оправдания, которое предлагал Христос.
Так как Израиль выбрал служение закону, и благодать, пришедшая к Израилю в виде Христа, была отвергнута, а сам Бог послал Христа, чтобы в Нём благословить ВСЕ народы, то благодать Христа, которая должна была распространиться на все народы через народ Израиля, распространилась на язычников чрез Апостолов Христа, которые есть образ народа Израиля, а сами Иудеи получили наказание в виде полного разрушения храма, Иерусалима, царства и даже народности, и были изгнаны до времени.
Христос – храм Бога живого – был отвергнут Его народом, поэтому и Бог в свою очередь отверг тот храм, который построили и чтили Иудеи, и разрушил его!
Ещё скажу, разве Бог не исполнил обещание, данное Аврааму? Конечно, исполнил, из семени Авраама, по линии Давида и пришёл Мессия. Принят учениками/Апостолами, они же образ Израиля, и чрез них, то есть Израильских Апостолов, проповедан в народах. Христос сказал: “спасение от Иудеев”, слова Христа полностью исполнились, как и обещание, данное Аврааму, исполнилось в Апостолах Иисуса Христа. Все народы были и сейчас есть благословенны Христом со дня рождения Духовной Церкви. Цель создания Богом Израильского народа – Мессия из семени Давида, рожденный в Вифлееме, вызванный из Египта, названный Назореем, указанный Иоаном, умерший на кресте и в третий день воскресший, вознёсшийся во Славе, победивший грех и смерть, освободивший пленных, пославший Духа усыновления, давший Власть Церкви и вечную жизнь, полностью исполнена! Осталось только спасти Израиль по плоти, как и другие народы, не принявшие ещё пока свидетельство Христа.
Что касается Святой Земли, в частности, обещания Бога отдать эту землю Израилю в вечное владение, то это обещание было дано на основании послушания Богу. Что неоднократно доказывается историей Израиля. Когда они слушались Бога, то жили спокойно на своей земле, а когда отступали, Бог предавал их в рабство, изгнание, служение другим народам, что и сегодня является правдой по отношению к Израилю.
Из Священного Писания мы видим, что Бог дал земли для проживания не только Израилю, но и многим другим народам, таким как Моав, Едом, Исав, Каин, Измаил, Сим, Иафет и даже проклятому отцом Хаму. Бог так же, как и Израилю, дал всем народам место под солнцем.
Итак, если Бог полностью исполнил своё обещание Аврааму о Спасителе и земле, то для чего ещё пророкам говорить о каком-то времени в будущем, когда весь Израиль спасется? Это потому, что Израиль, как народ в целом, ещё не принял Христа как своего Мессию. Бог обещал благословение Мессией всех, и я подчёркиваю, именно всех народов, а не только народа Израиля. Бог никогда и нигде не обещал никому из праотцов спасение только народа Израиля, напротив, когда Бог заключил завет с Авраамом, народа Израиля как нации ещё не существовало. Потому Павел и пишет в Римлянам 4: 10-11 – Авраам стал отцом всех верующих, всех народов, не быв обрезан: при отсутствии Иакова / Израиля, и он получил обещание благословения всем своим детям по вере, во всех народах.
Сам же народ Израильский имел только временное значение, до времени пришествия Христа, что доказывается многими пророчествами, да и самой историей Израиля. Мессия пришёл в Израиль и из Израиля, то есть из семени Авраама по плоти, благословил все народы Земли. Как только Христос перешёл в сердца всех народов и был принят как Мессия, значение физического Израиля, то есть детей Авраама по плоти, пришло к своему концу. С этого момента не Израиль по плоти, а Израиль по Духу принимается за народ Божий, то есть дети Христа признаются за святое семя и наследников Бога Отца. Мы, из народов всей Земли, рождённые от Его Слова и усыновленные Его Духом, свидетельствующим в нас, что мы дети и наследники Бога, и есть Истинный Духовный Израиль.
Духовный Израиль и Иудей имеет и Духовный город Иерусалим, о котором говорится в Откровении Иоанна, и он – этот город – подарен Богом людям, и он будет на Земле в тысячелетнем Царстве, а потом будет перенесён на новую Землю и новое Небо, а не физический город Иерусалим. Что же касается Израиля по плоти, то он, как и другие народы, в наше время не принимает Христа как своего Мессию, но и это скоро по слову пророков совершится, когда они увидят Того, Которого пронзили! Об этом, и именно об этом писал апостол Павел в Рим. 9 : 6-8. Но не то чтобы слово Божье не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
То есть, не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. И не все дети Исаака есть дети Божии, иначе история Израиля была бы другой. В Иакове лишь наречётся семя святых, то есть Христос. А во Христе уже нет Иудея, Израиля, язычника, раба, свободного, но все дети Бога по вере во Христа Иисуса. Это и доказывает пророчество Исаии. Исайя в 6:13 пророчествует об Израильском народе, что он, как народ, будет срублен от корня, то есть Аврама по вере. А в Исайя 11:1 он же говорит об Отрасли, которая произойдёт не от ствола, то есть Израиля по плоти, а от корня Иесеева, то есть Аврама по Духу. Корень Иесея – есть Аврам по вере, а не Аврам по плоти.
Из пророчества Исайи ясно видно, что Христос произойдёт не от плотского Израиля, ствол которого срезан Богом за непослушание, а от Святого корня по вере. Именно по этой причине фарисеи и не могли понять, кто такой Иисус Христос. В одном месте писания от Иоанна фарисеи говорят, что знают Его и Его семью, то есть братьев, сестёр и отца по плоти.
Ион. 7:27 “Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придёт, никто не будет знать, откуда Он”. Затем говорят другое. Народ сомневался, Христос ли это или нет. Однако те же фарисеи, которые сказали, что знают Христа и откуда Он, сказали в Ион. 9:29 “Сего же не знаем, откуда Он!” Отсюда понимаем, что их знание относилось к плоти, рождённой от Марии, а не к Его происхождению как Христа. Тем самым лидеры и учителя Израиля признали, что происхождение Христа Мессии берёт своё начало не от ствола, срезанного Богом за непослушание, а от святого Корня Иесея, то есть Самого Бога. Потому Павел с уверенностью заявляет в послании к Римлянам, что Христос от Израиля, но только по плоти. Итак, все народы, как и Израиль, принадлежат Богу, все народы любит Бог, и с каждым из народов у Бога особенные отношения. А из всех народов Земли Бог составляет единое тело славы для Себя. И нет уже никакой особенности или отличия у кого бы то ни было из народов, если только Бог не отличит кого. Однако отличный ранее Израиль был отличен до времени пришествия Христа, а после пришествия Христа потерял и народность, и землю. Посему и Павел говорит в Рим. 3:9 “Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько.”
Но так как Бог создал этот народ так же, как и другие, только с временным отличием, то сам Бог и восстановит его как народ, чтобы Ему прославиться в этом народе, так как Бог обещал Аврааму благословить все народы, один из них есть Израиль! Однако весь Духовный Израиль спасётся, ибо кого Он предузнал, тех и оправдал, тех и прославил. От себя хочу сказать следующее: не путайте местами важное. Славьте Христа и Бога, а не Израиль. Молитесь же о всех народах и об Израиле, как одном из них, во спасение всякого верующего, во славу имени Иисуса Христа всемогущего Бога и Царства Его.