В условиях всеобщего мирового кризиса общественность США усиливает налоговый прессинг в отношении церкви. Серии статей в американской прессе в последнее время утверждают, что американцы должны прекратить предоставлять церкви «налоговые льготы».
Профессор университета Сан-Диего, специалист по правовой политике и благотворительности Миранда Флетчер считает, что в условиях свободного рынка нет необходимости в освобождении церкви от налогов. «Благами, имеющимися у церкви, пользуется небольшая группа людей, а вся тяжесть налогового бремени переносится на плечи обычных налогоплательщиков», — приводит ее слова “The Washington Post”.
«Нерелигиозные люди — это одна из самых крупных и увеличивающихся в размере групп населения, и это означает, что неизбежные изменения в деле религиозного бизнеса не за горами», — написал в своем Твиттере глава Американской гуманистической ассоциации Дэвид Найос.
«Благотворительные обеды для бездомных и обычная философия не могут быть основанием для предоставления налоговых преференций», — полагает М. Флетчер.
Профессор политологии университета штата Техас Пол Дехарт считает абсурдным утверждение, что налоговые льготы для церквей приравниваются к субсидированию религии.
Исполнительный директор Института Остина Кевин Стюарт согласен с такой позицией. «Америка держится на совершенно иной концепции отношений церкви и государства. Правительство не имеет моральных и конституционных полномочий облагать церковь налогом, поскольку это будет нарушать важнейшие конституционные принципы», — цитирует его “The Washington Post”.
Соцопросы: каждый четвертый американец считает себя атеистом
На протяжении всего ХХ века показатель религиозности американцев держался в районе 100 процентов, поэтому отношение к льготному налогообложению церквей было терпимым. Современные соцопросы показывают, что на сегодняшний день примерно четверть населения страны не причисляют себя к какой-либо церкви.
Американцы массово покидают организованную религию, поэтому недовольных субсидированием церкви государством посредством налоговых льгот становится больше.
Скандально известным примером религиозных привилегий в налогообложении являются льготы на имущество священников и проповедников, в том числе телевизионных, обладающих многомиллионными поместьями. Согласно существующим законам, они могут вычитать все расходы, связанные с проживанием, из своего дохода.
Американские церкви, представляющие всевозможные религии и конфессии — от протестантов, католиков и мормонов до пресвитерианцев, квакеров и евангелистов — не платят налоги со своего «божественного дохода».
Особое положение священников вызывает массу вопросов у части атеистически настроенного населения США, которое с начала 90-х годов увеличилось почти вдвое и составляет 19,6 процента.
Согласно американским законам церкви, считаясь благотворительными организациями, не платят федеральных, региональных или местных налогов. Пасторы также освобождены практически от всех «податей», за исключением подоходного налога за оказываемые религиозные услуги.
В 1970 году потерпела неудачу попытка оспорить конституционность изъятия церквей из налоговых норм страны. Житель Нью-Йорка Фредерик Уолц (Frederick Walz) обратился в городскую налоговую комиссию с требованием прекратить фактическое принуждение граждан к субсидированию церквей. Но Верховный суд США поддержал законность «налоговой неприкосновенности» учреждений культа.
Согласно статистике, в Америке насчитывается более 350 тысяч церквей, которым федеральное правительство существенную большую помощь, выделяя многомиллионные гранты.