Именно «дворянином с арбатского двора» можно смело назвать замечательно барда Владимира Александровича Капгера, родившегося и выросшего в Москве. Сам он тоже причисляет себя к «московской школе» людей, для которых авторская песня стала главным смыслом их жизни. Корреспондент Светлана Крапивина поговорила с известным бардом, лауреатом XI слета московского КСП и многочисленных фестивалей накануне его концертов в Калифорнии.
Я – дворянин с арбатского двора,
Своим двором введенный во дворянство. (Б. Окуджава, «Надпись на камне»)
– В детстве Вы окончили музыкальную школу по классу скрипки – и вдруг неожиданно взяли в руки гитару, стали бардом…
Владимир Капгер: Вы знаете, так получилось. Жизнь была настолько сумбурной и романтической, а скрипка – инструмент классический. Мне хотелось заниматься боксом, путешествовать, забираться в горы, быть пиратом. И вот в жизни получилось так, что скрипка оказалась той «музыкальной базой», с которой я начал сочинять песни и стал пиратом, в конце концов, а не скрипачом.
– Какова история создания Вашей первой песни «Сегодня»?
– Я написал эту песенку, очень слабенькую, когда мне было четырнадцать лет. Я отправился в свое первое горное путешествие в Карпаты, у нас была спелеологическая экспедиция. Мы поднялись в горы, в пещеру, которая образовалась недавно, мы были очень взволнованы: хотели понять, откуда она взялась. Лазили в эту пещеру под названием «Дружба», и когда я вернулся домой, то в волнении написал несколько песен, одна из которых называлась «Сегодня».
– Ваша творческая деятельность началась именно с этой песни?
– Я думаю, что несколько позже. Это были песенки детские, и сегодня я бы не решился их петь. Могу сказать, что начал выступать со своими песнями в 1972 году: 19 апреля я впервые вышел на сцену XI слета московского КСП и тут же стал лауреатом. Когда зал заревел и захлопал, услышав мои песни, я подумал про себя: «Вот, наверное, это мое дело».
– Бард для Вас – это призвание, профессия?
– Любая профессия – это призвание. Бог каждому дает талант. Для меня «бард» – это и профессия, и призвание.
– У Вас есть кумиры?
– У меня, конечно, кумиров нет, но есть авторы, с которых я стараюсь брать пример. А кумир – это не совсем правильная ориентировка в жизни. Как говорится, «не сотвори себе кумира». Это тот, кому ты пытаешься слепо подражать, а у меня есть старшие учителя, старшие «братья», пожалуй. Из тех, с кем я общался, выступал вместе на сцене, – это Володя Бережков (Владимир Владимирович Бережков, прим. автора), Алек Мирзаян (Александр Завенович Мирзаян, прим. автора), Витя Луферов (Виктор Архипович Луферов, прим. автора). С большим уважением я отношусь к творчеству Новеллы Николаевны Матвеевой, Александра Андреевича Дулова… НУ а старшее поколение, такие всероссийские классики, тоже входят в число моих любимых учителей – это Высоцкий, Окуджава, Галич, Визбор.
– Раз мы заговорили об Окуджаве и Визборе, то могли бы Вы выделить такое понятие как «московский бард»? Относите ли Вы себя к этой плеяде?
– Я себя считаю московским бардом и с гордостью ношу это звание, которое сам себе выдал. Вот. Московских бардов, то есть людей, которые знают этот город наизусть, очень мало. Вот Америка – страна эмигрантов, и Москва – город эмигрантов. Я написал порядка сорока песен, посвященных Москве, разного содержания: есть и веселые, смешные, а есть и грустные.
– Выступления на каких слетах и фестивалях авторской песни Вам запомнились больше всего?
– Был такой альтернативный фестиваль под названием «Искра» в Подмосковье, куда приезжали люди из разных городов, и на протяжении ряда лет я сотрудничал с организаторами этого фестиваля. Потом я много лет дружил и продолжаю дружить с таким объединением, московским кустом под названием «Разгуляй». Мне очень много дало это сотрудничество, потому что ребята из «Разгуляя» стали моей первой внимательной и придирчивой аудиторией.
– И как многие барды Вы в свое время были еще и геологом. Такой традиционный симбиоз.
– Я не могу сказать, что был геологом, я работал в Министерстве геологии лет пятнадцать: был бурильщиком, работал в камнерезной мастерской… Жизнь моя довольно пестрая, но как и у любого человека моего поколения: мы часто меняли профессии, желая оставаться самими собой.
– Вам нравится путешествовать?
– Мне очень нравится путешествовать, но сейчас я немножко от этого начинаю уставать.
– Это Ваше первое турне по США?
– Это мои пятнадцатые гастроли. Впервые я приехал в США в 1998 году, в те времена для меня эта страна была как другая планета. Было очень страшно, но я обнаружил здесь чрезвычайно радушный прием и подготовленную аудиторию. Идея приехать сюда в этот раз очень простая – здесь у меня, наверное, больше слушателей и знакомых, чем в Москве, потому что наша аудитория в своей массе переехала в США. Мне, например, нравится Нью-Йорк, город, в котором заряжаешься энергией. Я с великим удовольствием путешествую по этой прекрасной стране.
– У Вас когда-то вышел альбом «Солнцеворот»…
– Да, едва ли не первый мой альбом в формате CD. К поездке в США я выпустил седьмой свой авторский диск, он называется «Отцы и дети». Буквально за два дня до вылета я получил тираж этого альбома, и здесь я собираюсь его презентовать. Еще у меня есть альбом под названием «Кино и немцы», плод моей работы с оркестром. Это работа экспериментальная, потому что авторская песня с трудом поддается мягкой аранжировке. Вот эти два альбома я представлю в Соединенных Штатах.
– Что бы Вы могли пожелать нашим читателям?
– Отличных произведений; новых, великолепных авторов. Счастья в жизни и семье – это очень важно, потому что все остальное прилагается.
С информацией о калифорнийском туре Владимира Капгера можно познакомится здесь.