Издание The Sacramento Bee коснулось темы Геноцида армян, опубликовав примечательную статью под названием «Трагедия Геноцида армян: история возрождения в Калифорнии». Это рассказ об одном армянине, спасшемся от Геноцида 1915г. и пережившем возрождение в Калифорнии.
Живущий во Фресно автор статьи Марк Аракс пишет, что истории о трагических событиях 1915г. слышал еще в раннем детстве от родных, друзей, прихожан армянской церкви.
«Хотя, то, о чем они рассказывали, было невероятно ужасно, но все это было правдой: шествия смерти по анатолийской равнине, обезглавленные армяне, изнасилованные и сожженные на кострах армянки, павшие от мечей османских солдат и их помощников-курдов армянские дети…
Мой дедушка по материнской линии рассказывал, что из их семьи были убиты 42 человека, остался только он один. Затем он громко называл имена 42 жертв», – пишет Аракс, представляя ряд исторических фактов Геноцида армян.
В своей статье автор ставит акцент не на пересказе жестоких историй прошлого, а на рассказе о возрождении после той трагедии.
Аракс, в частности, обращается к армянам, начавшим вторую жизнь в Калифорния, и их потомкам, цитирует слова калифорнийского автора армянское издание Tetr.
Аракс рассказывает о населенном армянами городке Фаулер, в частности, о семье Растигян. Для написания этой статьи он встретился с самым старшим членом этой семьи – 93-летним Гарри Растигяном.
«Их род на протяжении веков жил в Западной Армении, рядом с турками. Однако Растигянам удалось спастись от Геноцида, поскольку в 1912г. их сосед турок предупредил, что «армян ждут плохие времена, поэтому они должны поскорее уехать». По этой причине отец Гарри в 1913г. отправился в США, обосновался в Фаулере и посадил большой виноградник.
Родившийся далеко от своей исторической родины Гарри продолжил дело своего отца – 3000-летнюю традицию армян и посадил виноград. Это было похоже на призыв к туркам, смысл которого был следующий: «Вы попытались, но мы пока живы», – пишет автор.
Он также добавляет, что из-за возникших на рынке проблем Гарри недавно был вынужден вместо виноградников посадить миндальные деревья.
«Мне было трудно пойти на этот шаг. Когда думаю, через что пришлось пройти моим родителям, чтобы остаться в живых, сердце сжимается от боли, – завершает статью Аракс словами старика.