Из-за сильнейшей в истории Калифорнии засухи, которая продолжается четвёртый год, власти штата ввели ограничения на потребление воды. Эта мера затрагивает частные домовладения, предприятия и фермерские хозяйства. Тем не менее компании, добывающие сланцевый газ методом гидроразрыва пласта, продолжают вести работы. Представители корпорации Chevron утверждают, что вода, которая смешивается с химикатами и закачивается в скважины, может быть очищена и использована в сельском хозяйстве. Корреспондент RT Линдси Франс выяснила, что многих фермеров такой способ решения проблемы не устраивает.
Том Франц, фермер в четвёртом поколении, помнит, как в Калифорнийской долине жители впервые начали применять метод гидроразрыва пласта, фрекинг. Вода, песок и химикаты под давлением закачиваются под землю, чтобы высвободить нефть и газ.
Отработанную воду либо закачивают обратно в скважины, либо сбрасывают в местные водоёмы. Грязная вода попадает и в каналы, которыми пользуются фермеры. «Мы постепенно откачиваем воду, но она так же постепенно прибывает. Если эта вода загрязнена, через десять лет может пострадать и моё поле, а также поля других фермеров», — сетует Франц.
При этом компании, занимающиеся фрекингом, по-прежнему не обязаны раскрывать, какие химикаты используются. Исследование отработанной воды показало, что содержание в ней бензола — химического соединения, обладающего канцерогенным действием, — в 700 раз превышает установленные нормы.
«При фрекинге используются жидкости разного химического состава. Зачастую они отличаются чрезмерной солёностью. Мы обнаружили, что на многих участках эти жидкости попадают в источники питьевой воды, что совершенно недопустимо», — рассказал гидролог Томас Хартер из Калифорнийского университете в Дэвисе.
Кроме того, компания Chevron продаёт отработанную воду местным фермерам, страдающим от засухи. Деятельность этой компании привлекла внимание контролирующих органов, однако процесс выяснения деталей затягивается.
В этом году будут введены новые правила для компаний, которые используют на местных месторождениях более 200 прудов-отстойников. До недавнего времени этим компаниям даже не было известно, что подобные правила существуют. Теперь они будут обязаны сообщать властям, что именно сбрасывается в отстойники, а также предоставлять результаты проб воды.
Однако у местных жителей есть вопросы — насколько жёсткими будут требования к результатам таких анализов и что делать с загрязнением почвы, которое происходит сегодня? Нормы контроля за фрекингом будут действовать на федеральном уровне. За их соблюдением будут следить пять государственных органов. Но будет ли их контроль достаточным?
По словам Тома Франца, если грунтовые воды загрязнены, опасные вещества попадают в продукты. «Это может привести к отравлению или развитию рака, что, в свою очередь, станет катастрофой для всего нашего сельского хозяйства — ведь если об этом узнают, никто не будет покупать наши продукты», — уверен фермер.
Поговорка гласит: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты». Никто не хочет питаться бензолом, и ни один добросовестный фермер не будет выращивать продукты на загрязнённой почве.