Традиционный вечер, посвящённый 26-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана, состоялся 15 февраля в русском клубе в Вест-Сакраменто. Как сообщает сегодня “Диаспора”, вечер был организован при посильной помощи благотворительного фонда «Крылья», а также Общества русской культуры в регионе.
Открыла вечер Наташа Оуэн, подчеркнув, что нам повезло в Сакраменто, что мы можем собираться каждый год, чтобы сказать самые благодарные слова нашим воинам-афганцам. Они выполнили свой интернациональный воинский долг, выполнили до конца и при этом остались живыми. Далеко не каждому так повезло.
Затем выступил Артём Туровский, актёр театра под руководством Натальи Шемрок. Он талантливо прочитал потрясающее по своей откровенности стихотворение Саши Погранского о войне, о глупых приказах и страшных последствиях той бессмысленной войны. Конечно, ребята пели свои любимые песни об Афгане, которые нельзя слушать без слёз: «Вспомним, ребята, мы Афганистан, зарево пожарищ, крики мусульман», «Серая кукушка» и другие. Виктор Цыберман прочитал одно из многих собственных стихотворений «Выход из Афгана».
Врач-психотерапевт Татьяна Глебова рассказала, как она впервые встретила солдата из Афганистана в 1980 году, в самом начале войны, который под тяжестью обязательств ничего не сказал о войне, не произнёс ни слова о пережитом. Через два года её родственник вернулся оттуда с ранением головы, на всю жизнь остался инвалидом, живёт в Донецке, где сегодня снова идёт война, подчеркивает калифорнийское издание.
Преподаватель техникума из Мариуполя Татьяна Лаврушенко вспомнила об одном из её учеников – Александре Дзевицком, единственном сыне у матери, которого призвали в армию в июне, а через месяц привезли в цинковом гробу, т.е. он был «пушечным мясом». Всего же, по официальным данным, в Мариуполь привезли 27 цинковых гробов.
Гость вечера, представитель Армении Варужан Даноян с болью в сердце рассказал о многих своих друзьях, погибших в Афганистане. А ему самому ещё не было 18 лет, поэтому его еще не призвали.
Наташа Оуэн поделилась воспоминаниями о том, как каждую неделю к ним приходил в Ташкенте друг семьи, привозящий «чёрный тюльпан» (самолёт с цинковыми гробами). Этот груз назывался груз 200. Эта работа так изматывала его морально, особенно процедура сообщения о смерти родным погибшего, что он напивался, плакал и рассказывал о том, что видел на Афганской войне, чтобы хоть немного снять стресс.
Это были страшные ночи, страшные по своей неизбежной повторяемости. К тому же, недалеко был военный госпиталь, где Наташа Оуэн постоянно видела искалеченных бойцов.
Она же предложила почтить минутой молчания память всех тех, кто не вернулся с той войны.
Девушка его дождалась, они поженились, сейчас у них 7 детей и 2 внуков. Здесь живёт почти 25 лет. Ребята его выбрали председателем общества воинов-афганцев, которое вскоре слилось с обществом ветеранов войны и называется теперь общество ветеранов войны и Афганистана. Они всегда вместе, откликаются на любые просьбы, помогают друг другу.