Уже не первый раз наблюдаю, как украинская тематика собирает в ведущих университетах Калифорнии полные аудитории желающих понять, как Майдан поменял нашу страну, почему Россия начала воевать с Украиной и как дальше могут развиваться события, пишет сегодня главный редактор украинской газеты “Обозреватель”, Юлия Лаврисюк.
После аннексии Крыма и начала военных действий на востоке Украины в сознании обычных, политически особо не подкованных американцев и так случилась минипереворот – они понемногу начали отличать украинцев от россиян. Долгие годы для американцев вся славянская публика воспринималась под одним маркером: если ты говоришь по-русски – ты русский.
Простительная для американцев ошибка с Путиным сыграла, кстати, злую шутку. Он тоже думал, что каждый русскоязычный в Украине – априори русский. Надеюсь, сейчас до него дошло, что русскоязычный украинец может быть даже большим патриотом свой родины, чем “україномовний”, отмечает автор на сатрницах издания.
Словом, у американской аудитории появился голод на информацию из Украины и об Украине. Причем это аудитория высоко интеллектуальная: профессура, аспиранты, студенты американских вузов; некоторые из них так или иначе связаны с Украиной.
Я была на нескольких мероприятиях в Стэнфордском университете и в Беркли, организованных благотворительной организацией Nova Ukraine (её в США создали выходцы из Украины). Ребята пытаются при любой возможности рассказать о происходящем в Украине американскому обществу. Забитые аудитории, очереди желающих задать вопрос, жаркие споры. И это практически на каждой встрече.
Последняя организованная ими дискуссионная панель прошла в Беркли. А нужно понимать, что Беркли – это Мекка суперлиберализма и плюрализма. Только в этом американском городке после терактов 9/11 студенты попросили полицию снять американские флаги со своих машин, чтобы не обидеть чувства мусульман.
Так вот. Отдельные студенты тут вполне серьезно думают, что в Украине существует угроза фашизма – точно так же, как и в России. Убедить их в том, что фашизма в Украине не больше, чем в Штатах и в Европе – невозможно.
Да, дураков, в том числе нацистского толка, везде хватает, вопрос в том – находятся ли они при власти и могут ли влиять на решения правительства и президента. В Украине ни фашистов, ни нацистов во власти точно нет.
И это не Украина как правонаследница Киевской Руси решила собрать под своим крылом “русские” земли, а Россия. Гитлер, если кто забыл, захватывал Европу и СССР, тоже руководствуясь “благими” намерениями вернуть когда-то бывшие немецкие земли, утраченные после первой мировой войны, и расширить ареал проживания для самой великой нации – арийцев. Так чья политика более похожа на фашистскую – украинская или российская, задается вопросом автор редакционной статьи.
Еще один важный вопрос, который так или иначе возникает в ходе любой дискуссии на украинскую тематику – а стоил ли вообще Майдан тех последствий, с которыми мы столкнулись. Этот вопрос, как подчеркивала во время дискуссии в Беркли профессор Валерия Кораблева, регулярно используется российской пропагандой, поскольку бьет в самую уязвимую точку.
У меня такое ощущение, что наша Рада, президент, правительство, глава НБУ, Генштаба, Генпрокуратур и остальные ныне прибывающие у властного корыта делают все, чтобы с каждым разом больше и больше украинцев отвечали негативно на этот вопрос. Хотя им, для того, чтобы изменить страну, нужно было всего лишь прекратить красть!
Впрочем, у этого вопроса есть еще один аспект. Я на 99% уверена, что если бы аннексия Крыма и война на востоке не начались в 2014 году, они бы начались в 2015.
Это из сферы фантазий, но всё же давайте представим иное развитие событий. Майдана не было, Украина вошла в Таможенный Союз (этот факт тоже мог бы спровоцировать Майдан, но допустим и его не было), в 2015 году проходят выборы президента, на которых для того, чтобы обеспечить победу Януковичу, фальсифицируются результаты (у кого-то есть сомнения, что это бы было?) В этот момент зажатый до невозможности бизнес, из которого выкачали бы последнее на проведение успешной кампании Януковича, и доведенные всеобъемлющей коррупцией люди, так или иначе, вышли б на Майдан.
То есть, в 2014-2015 годах при любом развитии событий было бы как минимум два повода для массовых протестов. И Майдан, я практически уверенна, все равно бы случился. А Путин последние годы только и ждал подходящего повода. Поняв после Майдана 2004-го, что украинцы уж не так послушны, как россияне, он давно и тщательно готовился и к аннексии Крыма, и к развалу единой Украины.
В данной ситуации для меня самое обидное – немощность и коррупционность нынешней украинской власти. Результатам народной революции традиционно воспользовались негодяи, заключает редактор украинского издания.