Катастрофа на Чернобыльской АЭС на самом деле была намеренно устроена Москвой, чтобы скрыть провал масштабного оружейного проекта – причудливая теория заговора представлена на американском кинофестивале «Сандэнс» фильмом «Русский дятел», который посвящен то ли чернобыльской трагедии, то ли текущему украинскому кризису, рецензирует Le Point.
Фильм повествует о проекте украинского художника, который пытается выяснить истинные причины аварии на Чернобыльской АЭС, атомной катастрофы огромных масштабов, которая произошла в 1986 году в Советском Союзе. Американский режиссер Чад Грасия пользуется этой историей, чтобы предупредить зрителя о той опасности, которую представляет собой Россия, не растерявшая воинственный дух и через 20 с лишним лет после окончания холодной войны.
«Стратегия Путина – добиться того, чтобы Россию окружали лишь несостоявшиеся государства», – цитирует Грасию газета Le Point. «У Путина на руках все карты: ядерное оружие, огромная армия… Все играет ему на руку», – считает режиссер. В своей картине он использовал множество кадров демонстраций на Украине, которые предшествовали нынешнему конфликту на востоке страны.
Главный герой фильма Федор Александрович (его семья страдала от репрессий Москвы, в том числе во время голода 1930-х годов) был заворожен этими странными сигналами, когда начал расследование истинных причин аварии в Чернобыле. Оказалось, что источником сигнала был расположенный неподалеку от электростанции огромный радар.
Кратко история сводится к следующему: впечатляющая металлическая конструкция (сегодня она осталась заброшенной в широкой зоне отчуждения вокруг АЭС) была частью широкомасштабного секретного оружейного проекта, который в конечном итоге провалился. И чтобы отвлечь внимание от неудачи, руководство распорядилось устроить аварию на станции.
«Сам я отношусь к этому скептически, – комментирует Чад Грасия теорию заговора. – В Чернобыле явно пытались что-то скрыть, на этот счет у меня нет ни малейших сомнений. Быть может теории Федора или кого-то еще и верны, но пока архивы не будут открыты, все это так и останется версиями».
Федор Александрович (он был на фестивале вместе с режиссером) осознает, что его теория может вызвать смешанные чувства: «Я верю в мою теорию как художник и украинец. Но для того чтобы остальной мир принял ее всерьез, потребовалось бы, чтобы все объединились и потребовали провести настоящее расследование».
В главном художник согласен с Чадом Грасией в том, что первостепенная задача – это остановить нескончаемую агрессию России против его страны. «Если бы Путина остановили в Чечне, не было бы войны в Грузии, – продолжает он. – Если бы его остановили в Грузии, не было бы Украины. Если его не победят на Украине, следующим этапом станет война с НАТО. А это, как он считает, может стать началом «Третьей мировой войны».