В самом центре Кремниевой Долины, городе Сан-Хосе, на расстоянии плевка от штаб-квартиры Apple, расположен крупнейший в США 68-акровый лагерь для бездомных. Это место называется «Джунгли», хотя больше похоже на обыкновенные трущобы. Здесь, в палатках, землянках и домиках на деревьях годами живут бездомные — в том числе и вышедшие в тираж технари, которые не смогли приспособиться к инновациям Долины и в итоге оказались на улице. А тем временем, каждый день мимо «Джунглей» проезжает служебный автобус Yahoo, забитый сотрудниками.
Сегодня здесь проживает примерно 300 человек, некоторые с семьями. Однако уже к среде «Джунгли» хотят расселить, лачуги снести, а все, что бродяги не заберут с собой, уничтожить как мусор. Власти Сан-Хосе выделили $4 млн на жилищные субсидии для поселенцев, но этого недостаточно. Кроме того, домовладельцы не хотят сдавать бывшим бродягам жилье, предпочитая квартирантов с идеальной кредитной историей. «Тяжело найти место для этих ребят, и особенно конкурировать с молодыми техническими специалистами», — сетует менеджер по работе с бездомными Рэй Бремсон.
60-летний инженер Роберт Аггире живет в лагере для бездомных вместе с женой уже полгода. Он получил свою субсидию еще в июле, но жилье пока не нашел. «Когда арендаторы узнают, что я из Джунглей, они говорят — нет, это неприемлемо», — пояснил он. Роберт рассказал журналисту издания Mother Jones Джошу Харкинсону свою историю о том, как из успешного бизнесмена он превратился в бомжа.
История Роберта Аггире
Я много лет был успешным бизнесменом. В девяностых у меня была своя консалтинговая компания в Долине. Я помогал таким компаниям как 3Com, Dell, Microsoft и Cisco сертифицировать и улучшать их продукты по стандартам FCC и UL. Но все закончилось, когда эти компании полностью перевели производство на аутсорсинг в Азию. Мне предложили работу в Китае. Я там бывал, и откровенно говоря, я не хочу там жить.
Вот почему так много людей потеряли свою работу. На технические позиции сегодня, как правило, нанимают студентов или свеженьких выпускников. А у таких старых пердунов, как я, нет шансов. Я потерял свой бизнес, свой дом. Когда экономика потерпела крах, она утащила меня за собой на свалку.
Моя жена — медицинский клерк и зарабатывает $3 000 в месяц. Она инвалид и не могла самостоятельно ходить по ступенькам до квартиры, которую мы арендовали в Сан-Хосе. Поэтому мы решили переехать. Но когда пришел день выезжать, арендодатель, который обещал сдать нам подходящее жилье, заявил, что передумал, и отдал квартиру своим родственникам. А нашу старую квартиру уже сняли другие люди. Так мы стали жить в машине, пытаясь найти жилье.
Мы платили ренту $1750 в месяц — дешевле некуда, если ты не готов жить в мотеле с тараканами. И в такой же ценовой категории мы хотели найти себе новое пристанище, но цены сильно выросли, и ничего дешевле $1900 мы не нашли. При этом, чем дольше ты ищешь, тем сильнее это бьет по твоей репутации как арендатора. Однако квартиру подороже мы себе позволить не могли. При этом нам отказали в приюте для бездомных, потому что наш доход был выше максимально допустимого в данном случае. Моя жена не могла больше жить в машине — ее ноги начали опухать. Тогда мы решили переехать в Джунгли.
Виноваты техногиганты
В Джунглях процветают банды, воровство и даже убийства, а полиция старается не вмешиваться и обходит поселение стороной. Я думаю, что технологические компании Долины обязаны помогать таким как мы. Именно они несут ответственность за то, что люди потеряли работу, статус среднего класса и оказались без крыши над головой. А еще стимулировали непомерный рост цен на недвижимость в регионе — выше, чем многие могут себе позволить на аренду.
Наша палатка разместилась прямо у дороги, и она намного больше, чем у других людей, которые здесь живут. У нас есть iPhone и мобильный интернет. У меня даже были панели солнечных батарей, пока их не украли. Мы представители другой категории бездомных, при этом мы далеко не единственные в «Джунглях», у кого есть оплачиваемая работа и кто пытается найти себе дом.
Четыре месяца назад мы с женой получили ваучеры на жилье, но так до сих пор ничего не подыскали. Домовладельцы не хотят связываться с ваучерами, так как не стремятся разглашать свои доходы от аренды. И ссылаются на то, что не готовы сдавать жилье выходцам из «Джунглей». Однако я отношусь к счастливчикам. Власти выдали только 200 ваучеров, и я попал в их число.