Русские появились в Калифорнии раньше англоязычных американцев и они остаются здесь по сей день. Убедиться в этом не сложно. Достаточно посетить Сан-Франциско. Теперь на знаменитом Рашен-Хилл (Русский холм) не часто услышишь русскую речь. Хотя когда-то здесь это было обычным явлением. Но если заехать в район Ричмонд рядом с парком “Голден Гейт“ и прогуляться по бульвару Гири, то в какой-то момент можно начать считать, что Калифорния и правда была, есть и будет исторической русской колонией Америки.

История русской Калифорнии начиналась неподалёку от города Святого Франциска. Форт-Росс был в своё время самой южной колонией России в Америке. До Сан-Франциско от него всего то 80 километров. Русские колонисты здесь начали обживаться почти ровно 200 лет назад , занимаясь скотоводством и земледелием. Именно здесь в Калифорнии впервые были посажены виноградники. Здесь же в те времена соорудили первые судоходные верфи и ветряные мельницы. Так что русские во многом были первопроходцами в этих краях. В тоже время католические миссии испанцев не сильно вмешивались в дела иноземцев.

Легенда гласит, что последние захоронения поселенцев из Форта Росс были найдены на Русском холме во время Золотой лихорадки. Но название “Рашен” этот один их многих холмов города получил в связи с первыми российскими эмигрантами более позднего времени.

Именно здесь в своё время обосновались сторонники странного ответвления православной церкви – молокане. В царской России их признали „вредной ересью“ и многие, не выдержав гонений, предпочли перебраться в Америку. Эта христианская община не признает икон и святых, а также церковной иерархии. Не поклоняются они и изображению креста и, соответственно, не крестятся. А ещё молокане не едят свинину, не курят и не пьют. В общем, не благонадёжная в политическом и религиозном плане прослойка общества! В США эта община в наши дни насчитывает около 20 тысяч прихожан. В России остатки молокан до наших дней сохранились лишь в Ставропольском крае.

Постепенно с Рашен-Хилл большинство русских поселенцев переезжают в лежащий неподалёку район Ричмонд. До поры, до времени здесь жили в основном евреи и ирландцы, разбавленные вездесущими китайцами. Последние даже одно время называли Ричмонд „Новым Чайна-Тауном“. Так что чисто русским этот район вряд ли получится назвать, но вот го главная улица – бульвар Гири, давно уже превратился в русскую вотчину Сан-Франциско.

Русскоязычная община здесь формировалась более ста лет. Сначала это были бежавшие от погромов из царской России евреи, молокане и баптисты. Потом были антикоммунисты и остатки белого движения. Ещё чуть позже – бывшие военнопленные, не пожелавшие после окончания Второй мировой войны вернуться на Родину. Ну, а последняя волна эмиграции из Советского Союза началась ещё в 70-годах прошлого века и продолжается по сей день.Теперь бульвар Гири можно считать важной местной достопримечательностью.

Куда ты попал, понимаешь сразу, как выходишь из машины. Русские вывески здесь видны повсюду. Магазины, пекарни и кафе – все нарочито подчёркивают свою связь с бывшей родиной. Причём здесь и в продуктах и в товарах можно наблюдать настоящий советский интернационал. Конфеты из Латвии, сыр из Украины, коньяк из Молдавии, вино из Грузии, семечки из России и (внимание!) хумус из Израиля.

На витринах можно увидеть много знаковых слов. Любители супов постсоветского пространства не смогут удержаться и в приступе ностальгии купят неаппетитного вида баночки с надписями “Borsch” и “Kharcho”.

Ну, а “Piroshki” и “Chebureki” своими формами и запахами могут заинтересовать даже закоренелых янки, если те случайно забредут сюда. Удивительно, но продавщицы в таким магазинчиках совсем не обязательно должны быть дородными тётками с хамовитым обращением к покупателям. Советский антураж и милые сердцу любого эмигранта продукты продаются с чисто американской вежливостью и проворством.

На улице Вам обязательно всунут в руки свежий номер местной газетёнки „Кстати”, а на столбе объявлений вы найдёте множество способов провести грамотно свой досуг, к примеру, на концертах русскоязычных исполнителей или на представлении русского цирка.

За короткое время осознаёшь за что эта улица получила прозвище „гирибасовский бульвар”. Эмигранты чувствуют себя здесь почти ка на своей исторической родине, соединив тоску по советскому времени с реалиями дикого капитализма Америки. Главным же акцентом этой улицы можно считать православный собор иконы Божьей матери. Его белые стены и золотые купола приковывают взгляд и пробуждают любопытство.

Конечно же, мы воспользовались возможность заглянуть во внутрь этого храма и нашли здесь много интересного. И хотя собор был построен всего 50 лет назад, здесь есть немало исторических реликвий более раннего времени.

Для меня самым интересным показался иконостас с небольшой иконкой “Благодатное Небо” некогда принадлежавшей царской семье, расстрелянной большевиками. Белогвардейцы нашли её в печально знаменитом доме Ипатьева в Екатеринбурге. Именно здесь был расстрелян вместе с семьёй последний российский царь Николай Второй. На том же иконостасе можно заметить и небольшой медальон с кусочком стены пропитанный кровью невинно убиенных, недавно причисленных к лику православных святых.

Вообще, в соборе можно найти ещё не мало интересных экспонатов, связанных с тем кровавым временем. Среди прочего это и штандарт кадетского корпуса и башлык юного царевича. Можно только радоваться, что всё это смогли сохранить за тысячи километров от родной земли.

Бульвар Гири – рассадник то ли русской, то ли постсоветской культуры на далёком и в то же время таком близком от России краю света…