На выходных 15-16 ноября в Сан-Хосе прошёл финал мероприятия мирового уровня — хакатона BattleHack 2014 от компании PayPal. За место чемпиона и за приз в 100 тысяч долларов боролись команды из 14 городов по всему миру, включая Москву.

Журлан TJ побывал на мероприятии и выяснил, что за проекты сумели сделать участники BattleHack за одни сутки и кто из них стал победителем.

Что такое BattleHack

BattleHack — ежегодный хакатон PayPal, в рамках которого команды разработчиков создают проекты «на коленке» с использованием платёжной платформы компании и решений от сторонних сервисов-партнёров. Суть хакатона в том, чтобы за 24 часа с нуля сделать работающий проект, решающий какую-либо проблему.

Как объясняют в PayPal, главное в хакатоне — не бизнес-идея, не монетизация и не финальная отполированность проекта с дизайном и юзабилити. В первую очередь судьи смотрят на то, насколько глобальна придуманная командой идея, можно ли её масштабировать и как она реализована с технической точки зрения.

Мероприятие в Сан-Хосе, состоявшееся 15–16 ноября в штаб-квартире PayPal, стало финальным среди серии хакатонов, прошедших в 14 городах мира: Бостоне, Сан-Франциско, Чикаго, Майами, Мехико, Лондоне, Берлине, Варшаве, Тель-Авиве, Сиднее, Торонто, Сингапуре и Москве. В прошлом году команда из Москвы победила в финале BattleHack и взяла 100 тысяч долларов с проектом DonateNow, позволявшим делать пожертвования при помощи бесконтактных платежей.

В этот раз московская команда едва не пропустила финал BattleHack из-за необходимости получать американскую визу: российский этап соревнования проходил последним из всех, и участники от России успели на хакатон буквально на последнем самолёте.

По условиям BattleHack, за сутки нужно сделать работающий проект с внедрением платёжных инструментов PayPal и презентовать его перед судьями за пять минут. По желанию можно было использовать решения от партнёров мероприятия: например, сервис Twilio для обработки звонков и SMS или Bluetooth-маячки на технологии iBeacon от компании Estimote.

За первое место PayPal присуждали главный приз — 100 тысяч долларов на всю команду победителей. Второе место получило 3D-принтер Flashforge, а третье — четыре дрона DJI Phantom. Компании-партнёры также дарили свои подарки за лучшую интеграцию с их сервисами.

Описания проектов

Каждая команда успела за сутки сделать по одному законченному проекту. Кто-то из хакеров (так называют участников хакатона) использовал лишь программирование и смартфоны на iOS и Android. Другие же паяли микросхемы на основе платформ Arduino, WunderBar, Estimote и других инструментов для создания прототипов устройств, в том числе с применением 3D-печати.

Презентации проектов длились всего пять минут, после чего командам задавали вопросы судьи: главный редактор ReadWrite Оуэн Томас (Owen Thomas), глава Braintree (подразделение разработчиков PayPal) Билл Рэди (Bill Ready), гендиректор Loop Commerce Алекс Сирота (Alex Sirota), технический директор Wish Дэнни Жанг (Danny Zhang), а также главный евангелист BrainTree и ведущий BattleHack Джон Ланн (John Lunn).

Спустя несколько часов после начала хакатона был организован специальный вечер, на котором хакеры советовались с менторами из PayPal. Среди участников был и гендиректор PayPal Джон Донахью.

Бостон

«Ардуино» собирает данные о температуре пациента при помощи электронного термометра. Их можно передавать на сервер при помощи телефонного звонка через Twilio, то есть для работы сервиса с клиентом даже не нужен интернет, что позволяет ему работать в Африке. На основе данных от термометров строится карта распространения Эболы (или другого вирусного заболевания) — по словам хакеров, это похоже на метод, которым инфекции предсказывает Google на основе поисковых запросов. На карте отображается список организаций, которые занимаются медицинской помощью. Прямо там можно пожертвовать деньги через PayPal на борьбу с распространением вируса.

Лондон

Среда BuddyStudy, где дети могут учить друг друга или учителя могут размещать уроки собственного авторства. Учитель может менять слайды и рисовать на них в реальном времени (текст, диаграммы), а ученики присоединяются по видеосвязи. Twilio и SendGrid используются для рассылки уведомлений о начале урока, если он запланирован. PayPal нужен для покупки платных уроков. Платформа оставляет за собой 20 процентов от выручки. Предполагается, что уроки будут покупать в том числе и школы, то есть продажи планируются в больших объёмах.

Берлин

Reclaim — интерактивные биллборды, которые показывают тот контент, который нравится пользователю. Проходя мимо биллборда с iBeacon и используя смартфон, пользователь может поместить на него своё изображение (оно изначально берётся исходя из лайков страниц на Facebook). Чтобы разместить своё изображение (например, любимую картину, кадр из сериала или информацию о компании), пользователь платит небольшую сумму через PayPal. Модерированием доступных для размещения изображений занимается сообщество Reclaim. Смысл проекта в том, что таким образом прохожие генерируют дополнительный источник дохода для рекламодателей, при этом размещая интересную им информацию для публичного обозрения. Есть даже слоган: «Вернём нам наше публичное пространство».

Майами

Let’s Go Eat — приложение-агрегатор для фуд-кортов, которое позволяет группе посетителей покупать еду сразу в нескольких фуд-кортах. Клиент видит интерактивное меню с информацией о калориях и составе блюд, а данные заказа отправляются на сторону ресторана для приготовления заказа. Информация о калориях агрегируется в приложение Apple Health. Естественно, платежи проходят через PayPal.

Стамбул

Fixx — платформа для решения городских проблем. При помощи приложения можно отправить жалобу или предложение по улучшению города (например, исправить небезопасную для прогулок набережную или поставить скульптуру в парке), а остальные пользователи могут проголосовать за инициативу, пожертвовать деньги (их планируется передавать ответственной организации или правительству) или решить её самостоятельно, загрузив фото в качестве подтверждения. Создатели приложения предполагают, что представители городских властей могут разгуливать по городу с айфоном и ремонтировать сломанные вещи. Обнаруживать неполадки можно через GPS на карте или при помощи iBeacon — в этом случае приложение пришлёт оповещение. Судьи отметили, что в большом городе может быть слишком много мнений о том, как следует решить ту или иную проблему, и прийти к консенсусу будет непросто.

Варшава

WearASense — дополненные чувства. Специальный ремень или браслет на руку обменивается информацией между человеком и компьютером. Например, он может сообщать серверу, что у человека повысилась активность — в клубе это может означать, что ему стало веселее, и клуб может брать деньги за то, что поднял клиенту настроение. С другой стороны, такие гаджеты могут использоваться для навигации: приложение карт будет сообщать через вибрацию разных частей пояса, в какую сторону нужно двигаться пользователю, так что ему даже не придётся доставать телефон из кармана.

Чикаго

Positivo — приложение, спасающее из крайней нужды тех, кто очень нуждается в средствах. Например, бездомный может получить карточку Positivo за какое-то полезное действие (об этом создатели говорили немного) и воспользоваться ей через мобильный терминал, авторизуясь через NFC. Судьи хакатона отметили, что в некоторых штатах — например, в Иллинойсе и конкретно в городе Чикаго — власти очень жёстко регулируют финансовые потоки (кто-то ведь должен спонсировать покупку еды и одежды через эти карты Positivo), и у стартапа могут быть проблемы не только с легализацией финансов, но и в трудовом законодательстве.

Сидней

IceBreaker — устройство, которое выглядит как брелок или кулон, и реагирует на другие такие же устройства, определяя, есть ли у их владельцев схожие интересы. Смысл в том, чтобы на крупных мероприятиях (например, таких как BattleHack) заводить осмысленные знакомства. Мигающий индикатор сообщает цветом о том, в какой категории находится общий интерес двух пользователей, и он срабатывает просто при приближении — никаких дополнительных действий не требуется. В приложении, вместе с которым работает устройство, можно настраивать список своих интересов.

Мексика

Одинокий участник команды из Мехико предложил довольно распространённую идею будильника, который можно отложить только после оплаты пожертвования в пользу одной из НКО (через PayPal). При помощи датчика iBeacon, находящегося в спальне, приложение сможет контролировать, не обманул ли пользователь и не нажал кнопку «Проснуться», так и не покинув постель. Приложение умеет общаться с системой управления умным домом и, например, включать свет или кофе-машину сразу после пробуждения.

Сан-Франциско

Disconnect — приложение для Android, мотивирующее пользоваться мобильным реже и чаще проводить время с друзьями за живым общением. Оно собирает статистику использования приложений и позволяет определить, на что время тратится больше всего. Пользователь может установить лимит на время в приложении, и если он нарушит его, с него будет сниматься небольшая сумма в пользу благотворительности. Приложение социальное — можно смотреть, какие программы запускают другие пользователи и бросать им вызовы. Если пользователь справится, то платить будет тот, кто бросал вызов.

Москва

Renty — приложение для аренды самокатов в аэропортах. Датчик iBeacon определяет, когда пользователь берёт самокат и возвращает его в точку назначения (например, при путешествии между терминалами), а гироскоп рассчитывает, в каких местах на карте дорога идёт вверх, а где — под гору. Через PayPal происходит оплата аренды скутера. Создатели Renty утверждают, что для того, чтобы взять самокат в аренду, нужно просто подойти к нему с запущенным приложением. Кстати, автор идеи Павел Осадчук признался, что читает и любит TJ — нам очень приятно.

Торонто

Сервис, помогающий слепым с навигацией в магазинах. Приложение использует камеру и голос Siri для чтения и произношения вслух надписей и умеет, например, определять наличие опасных для владельца ингредиентов в продуктах. Наполнение базы продуктов происходит при помощи краудсорсинга. Пользователь может тут же оплатить покупку при помощи приложения. Кстати, команда Торонто была единственной, в чьём составе была девушка.

Сингапур

CipherBoard — iOS-клавиатура, отправляющая зашифрованные сообщения в любом приложении (включая Facebook). Её создатели явно попытались сыграть на популярности скандала вокруб АНБ и слежки спецслужб. Коммуникация происходит только между двумя пользователями (групповые чаты не поддерживаются), и для того, чтобы расшифровать полученное сообщение, нужно скопировать его и запустить клавиатуру. Странное решение: неизвестно, от кого оно может защитить и насколько сохранить приватность.

Тель-Авив

AirHop — приложение отправляет почту, SMS или голосовые заметки без подключения к интернету или сети. Для этого оно ищет поблизости другие устройства с AirHop, которые и передадут сообщение дальше по цепочке. Голос передаётся через текст, проведённый через аудиопроцессор, который зачитывает слова вслух в интеграции с Twilio. Сигнал может пройти через несколько телефонов, однако везде должно быть установлено приложение AirHop. Те участники цепочки, через которых пройдёт сообщение, получат небольшое вознаграждение через PayPal. Схема работы напоминает на мессенджер FireChat, и спектр применений похожий: митинги, концерты, ситуации в путешествиях вне роуминга.

Победители
Третье место заняла команда из Бостона с проектом по предотвращению распространения вирусных инфекций (они получили дроны DJI Phantom). Второе место и 3D-принтер заработали хакеры из Торонто с приложеним для навигации слепых в магазинах.

Первое место в финале BattleHack 2014 заняли разработчики Павел Каминский (Pavel Kaminsky) и Шай Мишали (Shai Mishali) из Тель-Авива с приложением AirHop. На двоих они получили 100 тысяч долларов: юристы PayPal подписали чек тем же вечером.

30-летний Павел Каминский свободно говорит по-русски: он родился на Украине и в шесть лет переехал с родителями в Израиль. С Шаи Мишали они познакомились в Тель-Авиве уже на самом хакатоне.

TJ поговорил с Каминским и Мишали об их проекте и впечатлениях от победы.

Как пришла идея проекта?

Павел: Мы сидели с Шаи в кофешопе в Тель-Авиве и что-то обсуждали. Мы были злые на что-то и обсуждали что-то, связанное с моей девушкой. Кажется, у нас была ссора: она была в аэропорту, а я должен был забрать её. Я не мог до неё дозвониться и послать сообщение из-за отсутствия сети, но стеснялся попросить телефон у людей вокруг. Идея была очень грубой, мы её сильно доработали.

Вы ожидали, что выиграете?

Шаи: Нет, конечно. В каком-то смысле мы здесь все выиграли — все же победители локальных BattleHack. Все команды просто замечательные.

Было видно, что в процессе работы над проектом вы столкнулись с определёнными сложностями. Что было самым трудным?

Шаи: Сказать, что это были сложности — это значит ничего не сказать. Последние шесть или семь часов хакатона мы вообще не были уверены, что сможем доделать проект: всё ломалось, ничего не работало, и в какой-то момент мы внезапно сумели поставить всё на ноги — всего за полтора часа до финальной презентации. Я очень нервничал и почти плакал.

Павел: Да нет, он был рок-звездой. Я делал ему массаж и оказывал моральную поддержку, вот и всё.

Во время презентации вы упомянули FireChat — вы сравниваете себя с ними?

Шаи: Это была не та же самая технология.

Павел: FireChat о том, чтобы диалог происходил всегда офлайн — тебе не нужно подключаться к интернету через 3G или Wi-Fi.

Шаи: Точнее, он о чатах на закрытой территории или в небольшом пространстве. То, что мы делаем — это возможность передать сообщение на большое расстояние, когда у тебя нет доступа в интернет. Это не одно и то же.

Для того, чтобы передать сообщение по цепочке, у каждого её участника должно быть запущено приложение AirHop?

Шаи: Не запущено, а установлено.

Павел: На Android оно может работать как сервис — тебе вообще ничего не придётся запускать.

Шаи: iOS может работать в фоновом режиме, но нужно больше времени на разработку.

Можно ли зарабатывать на интеграции AirHop и PayPal?

Шаи: Да, конечно. Я думаю, ещё можно попробовать размещать рекламу, но я не могу пока назвать это бизнесом.

Павел: Я уверен, что есть множество случаев, в которых можно применить приложение. Куча людей отрезаны от связи их же правительствами. Не то чтобы мы были партизанами, но с помощью AirHop эти люди смогут связаться с внешним миром. Мы в Изралие окружены множеством мусульманских государств, народ которых страдает от их собственных правительств, поэтому мы знаем, о чём говорим.

Но ведь чтобы начать пользоваться приложением, надо загрузить его через интернет.

Шаи: Ну да. Сложный вопрос, я согласен. Думаю, есть способ загрузить это приложение заранее или распространить его офлайн.

Павел: В конце концов, люди в Китае, например, не отрезаны от интернета полностью — у них есть свои версии Фейсбука и Твиттера. Способ найдётся.

Что будете делать с приложением?

Шаи: Мы пока не уверены, что именно будем делать с ним.

Павел: Мы чувствуем, что хотим продолжать им заниматься. У него есть потенциал. Не говоря про бизнес, такому приложению определённо есть применение в мире, в котором мы живём.

Что скажете следующим участникам BatteHack?

Шаи: Мы определённо вернёмся в следующем году. Если у вас есть возможность принять участие в любом хакатоне, делайте это, но этот был особенным. Каждый здесь заботится о тебе, ты встречаешь невероятных людей и узнаёшь интересные вещи.

Как потратите свои 100 тысяч долларов?

Павел: Давайте поговорим о законной стороне вопроса.

Шаи: Я бы сперва сделал скучные вещи типа оплаты счетов и раздачи долгов, а всё, что осталось… Не знаю, я всё ещё стараюсь понять, что это на самом деле происходит.

Купите что-то на эти деньги, какую-нибудь гиковскую игрушку?

Шаи: Собирался купить себе топор, но теперь он и так у меня есть. Не знаю, тут так много бесплатных гаджетов ( каждый участник BattleHack получил часы Moto 360 на Android Wear — TJ). Новый экран для Макбука — мой был уничтожен во время хакатона, наверное, кто-то его разбил.

Павел: Я попрощался с корпоративным миром, поэтому для меня открывается мир стартапов. Наверное, буду инвестировать в стартапы или стану частью одного из них.

Как мог хакатон разработчиков вдохновить заняться инвестициями в стартапы?

Павел: Не то чтобы он у меня вызвал вдохновение — оно всегда было, просто сейчас я об этом вспомнил.

Шаи: Это как красивая картина.

А не хотите превратить своё приложение в настоящий бизнес?

Шаи: В том-то и дело, что мы пока не знаем. Нам нравится, что мы сделали.