За закрытыми воротами на 34-й улице в Норт Хайлендсе около десятка молодых парней проводят свое время в молитвах об освобождении от наркотиков.
Русскоговорящие иммигранты прибывают в этот фермерский домик с бежевыми стенами и большим огородом позади из Сакраменто и других штатов, пишет сегодня газета “The Sacramento Bee”. Здесь они моют машины, выращивают овощи, а также парятся в бане, чтобы очистить свой организм от (наркотических – SlavicSac.com) ядов. Часами они молятся и изучают Библию, что является частью режима освобождения организации “Бог усмотрит”‘.
“Бог усмотрит” (God Will Provide) – благотворительная миссия, берущая свои корни из служения в Орегоне. Так как организация не предоставляет медикаментозного лечения, для ее действий на территории штата Калифорния не требуется получения специальной лицензии, а лишь – вера консультантов и самих участников программы. В Сакраменто функционирует два таких центра.
“Мы верим в то, что Иисус является единственным путем к освобождению”, – говорит один из душепопечителей, Павел Куцар, бывший наркоман из Портленда, прибывший на 34-ю два года назад.
В округе Сакраменто находится, как минимум, шесть реабилитационных центров, принадлежащих к разным русскоязычным церквям. По словам лидеров диаспоры, подобные дома-прибежища являются ответом на стремительно увеличивающийся уровень угрозы наркотической зависимости среди подростков из семей евангельских верующих, бежавших сюда из стран Советского Союза и СНГ.
Миссия “Бог усмотрит” является самой крупной в деле реабилитации в Сакраменто. Под ее крышей в Норт Хайлендсе действуют два мужских центра; в январе планируется открытие – женского. Возраст реабилитантов – от 18 до 29. Продолжительность программы – от шести до девяти месяцев. После прохождения курса многие отправляются в миссионерскую поездку.
“Мы не даем ребятам аспирин, только – еду, воду и достаточно сна, – говорит бывший героиновый наркоман, 23-летний консультант Марк Кузман, – нуждающиеся в освобождении становятся в круг и мы молимся за них, таким образом им становится легче”.
Несмотря на свидетельства, некоторые критики в русской общине поднимают вопрос эффективности лечения с помощью одной лишь религии.
Шериф округа Сакраменто, Виталий Прокопчук, также являющийся человеком религиозным, называет усилия подобных духовных центров “весьма слабыми”.
По его словам, “зависимые должны находится под присмотром квалифицированного доктора, а пока наша община проигрывает эту битву”.
По словам одного из экспертов, применяемая сотрудниками миссии “God Will Provide” методика, в деле реабилитации применяется также другими организациями.
Подобные элементы программы можно найти у крупнейшего американского движения “Анонимных Алкоголиков”, говорит Томас Ренфри, заместитель директора программы “Расстройства вследствие употребления психоактивных веществ” при “Ассоциации поведенческого здоровья штата Калифорнии”.
“Вера в то, что Бог может освободить, на самом деле может помочь”, – допускает Ренфри.
Не все в состоянии заплатить
Миссия “Бог усмотрит” была организована в 2004 г. украинским иммигрантом и пастором из Орегона, Петром Нахайчуком. Его сын Виктор Нахайчук, также является пастором и координирует деятельность двух “изменяющих жизни” центров в Сакраменто.
По словам Виктора, в результате расширения деятельности миссии, в 2011 г. в городе был приобретен второй центр. До этого, реабилитационные дома функционировали в Эверетте, Чикаго, Нью-Йорке и Портленде, где также работает женский реабцентр. Таким образом, под началом миссии в США действует уже 7 центров. Кроме того, существует сеть реабцентров в Гондурасе, Мексике, Украине и Австрии.
Каждый из домов вмещает до десяти человек. Большинство ребят не получает поддержки от своих семей или церквей, поэтому они не в состоянии оплатить ежемесячный взнос в размере $300. Чтобы возместить расходы на содержание, пациенты моют машины и работают в сфере локальных перевозок.
Жильцы центра на “Е стрит” спят на двухъярусных кроватях, готовят еду и убирают за собой. Разборы Библии проводятся по очереди в недавно отделанной комнате с новым паркетом и складными стульями и столом.
Руководство “God Will Provide” не смогло предоставить точную статистику количества излечившихся клиентов, однако известно, что только в 2013 году из 300 обратившихся за помощью, курс реабилитации прошло около 150-ти человек. Из группы, которая закончила программу в прошлом году, 100 человек поехало на миссию или осталось служить в церкви, говорит Нахайчук.
“Освободившимися мы можем считать лишь тех, кто полностью прошел программу и остался в церкви, в теле Христа, – говорит Виктор Нахайчук, – в течение следующих десяти лет большинство из них остается “чистыми”.
Количество желающих присоединиться к программе растет каждый год. По словам Нахайчука, непрофитная организация владеет реабилитационными, а также детскими домами и церквями в 10 странах мира. Несмотря на то, что большинство реабилитантов – русскоязычные, к программе подключаются европейцы, а также латиноамериканцы.
Руководство God Will Provide не следит за судьбами людей, преждевременно покинувшиx реабилитационные монастыри, однако из тех, кто подключился к служению после восстановления, количество излечившихся достигает 50%.
По словам Ренфри, не только русскоязычной миссии удается добиться такого результата; пятьдесят процентов излечиваемости от наркотиков достигают также другие социальные группы.
Главный консультант центра в Норт Хайлендсе, 27-летний Роман Святецкий получил свое освобождение от наркотической зависимости на 34-й улице три года назад.
После этого Святецкий отправился в миссионерскую поездку в Гондурас, где с другими миссионерами проповедовал гангстерам и убийцам, работающим на наркокартели.
“Некоторые из них сегодня свободны и любят Господа”, – говорит Роман.
Однако не все получили желаемое освобождение. Григорий Буханцов, бросивший школу и страдавший зависимостью от амфетамина и психическими отклонениями, провел в этом центре около месяца, затем сбежал. После этого он убил жену своего брата, Алину Буханцову, 3-летнюю дочь Эммануэлу и 2-летнего сына Авенира, проживавших на Ранчо Кордове в 2012 г.
Теперь, по словам представителей Офиса окружного прокурора Сакраменто, Буханцову грозит смертная казнь, если защита не докажет суду его невменяемость.
Растущая проблема наркотиков
По словам представителей русской и украинской общины, в Сакраменто отмечается серьезный рост наркомании.
Согласно последним подсчетам Бюро переписи населения США, в Сакраменто проживает до 60 тысяч жителей из России и Украины. Однако лидеры коммьюнити полагают, что вместе с детьми их количество составит около 100 000 человек. Около 25 – 30 тысяч граждан являются членами баптистских и пятидесятнических церквей.
Выросшие в Америке подростки начинают восставать против чересчур строгого воспитания родителей, церковных устоев, употребляют наркотики и становятся преступниками.
“Каждый год мы наблюдаем 20-30-процентный рост наркозависимых в нашем обществе”, – в интервью изданию говорит украинский иммигрант и помощник шерифа, Виталий Прокопчук.
Департамент шерифа не предоставляет данные наркозависимых по этническому принципу, однако Виталий называет цифру в несколько тысяч подростков, употребляющих марихуану, героин или OксиКонтин (OxyContin). По словам Прокопчука, местные дилеры привозят наркотики даже в церкви, где во время богослужений, лазерной указкой подают своим юным клиентам тайные знаки на потолке здания, показывая, что “товар прибыл”.
В марте этого года, в Сакраменто, от передозировке героином и алкоголем скончался сын молдавского пастора, Эмерсон Киорогло. По словам коронера округа Сакраменто, Кима Джина, “употребление героина за этот год возросло”.
Согласно информации калифорнийского Департамента здравоохранения, за четыре года (2006-2012) количество передозировок от опиатов в Сакраменто подскочило в два раза.
Белорусский иммигрант, Владимир Ярмолюк является пастором в Сакраменто уже на протяжение 18-ти лет. Владимир также сотрудничает со Славянской непрофитной ассоциацией. По словам Ярмолюка, за последние пять лет от наркотиков погибло не менее десятка беженцев. Организация, которую представляет пастор, недавно выдала родителям около пяти тысяч бесплатных тестов на наркотики для детей.
“Долгие годы в нашей диаспоре проблема игнорировалась, – говорит Ярмолюк, – однако сегодня она касается многих людей, включая семей пасторов, поэтому, даже с помощью таких центров наше общество пытается найти решение”.
Руслан Гуржий, занимающийся новостным сайтом “Славянский Сакраменто”, говорит, что на русских кладбищах города находится около 90 человек в возрасте от 16 до 35, погибших от наркотиков, алкоголизма и суицида.
“Некоторые родители бьют своих детей, заставляя тех молиться, – говорит 32-летний Гуржий, пишущий статьи о растущих центрах, – я лично знаком с людьми, которые убежав от молитв, попали в наркотики”.
Другие лидеры славянской общины считают, что центры ведут борьбу с зависимостью среди населения не совсем правильно. По словам директора Славянского общественного центра, Флорина Чурюка, тактика в этих учреждениях хромает.
“Нельзя просто так вывозить зависимого в центр, целый день накачивая его Библией, – говорит Чурюк, – они обязаны находиться под присмотром доктора, над многими из них висит испытательный срок, они бегут от закона, пропускают суды”.
Флорин Чурюк, представляющий славянскую общину в департаменте полиции, считает, что над реабилитационными центрами должен быть официальный надзор.
По словам социального работника, Татьяны Шевченко, “в Сакраменто нет ни одного профессионального учреждения, где учитывались бы культурные особенности беженцев из Советского союза”. Татьяна возглавляет Русскую информационно-справочную службу Сакраменто, которая оказывает информационную и эмоциональную поддержку соотечественникам.
“Многие беженцы страдают посттравматическим стрессовом расстройством, связанным с исторической травмой и проблемными отношениями между поколениями, – говорит Шевченко, – Советский Союз разрушал мечети, синагоги и церкви. Люди, слушавшие Элвиса Пресли и Битлз считались шизофрениками и накачивались психотропными веществами”.
Находящаяся в изоляции молодежь чувствует себя одинокой. Ситуация усугубляется тем, что многие родители считают американскую культуру слишком либеральной. Поэтому некоторые подростки начинают экспериментировать с наркотиками. Многие родители ошибочно полагают, что в случае обращения в профессиональные организации, Служба защиты детей поставит на них клеймо неудачных родителей и заберет детей.
Одной лишь Библией
После школы Михаил Куманский работал в популярном русском ресторане “Russian Firebird Restaurant”, владелицей которого является его мать, Светлана Куманская. Парень прибыл в Норт Хайлендс этой весной. Буквально в течение первых суток из-за холодного пота футболка Михаила превратилась в тряпку.
“Несколько первых дней реабилитации – самые сложные”, – говорит парень.
Познакомился Куманский с наркотиками во время учебы в средней школе района Гренит бэй, когда парню было 14 лет. Начинал с марихуаны. В 19 уже подсел на героин.
Неделю до прихода в центр знакомая вколола Михаилу амфетамин.
“Ее глаза выражали пустоту, – вспоминает 20-летний парень, – злой дух начал преследовать меня, я бросился из ее дома и сломя голову ехал до ближайшего ресторана”.
Несмотря на то, что отец Михаила не является религиозным человеком, парень попросил его вызвать экзорциста. Отец привез его в убежище на 34-й улице. На следующие сутки он уже осилил десять глав Евангелия от Иоанна.
Спустя четыре месяца, Куманский привык к рутинной жизни центра. Съездил в 11-дневный евангелизационный трип в Мексику. Сегодня он выглядит намного свежее и порядочней.
По словам Куманского, распорядок дня в “Бог усмотрит” выглядит так: в 6:45 утра – подъем и молитва. После завтрака, около часа проходит изучение Библии. С 9-ти до обеда парни моют машины, стригут газоны, и убирают комнаты. После обеда, традиционно представленного русским борщом, ребята снова работают. Затем – свободное время и снова библейский урок или молодежное служение в церкви. Страдающие отходняком новички по вечерам ходят в русскую баню.
“Нас изолировали от телефонов и интернета, мы слушаем только христианскую музыку, пропитываясь присутствием Бога, – заключает Куманский, – у нас нет ни одной книги, только – Библия”.
Жизнь в центре приучила Михаила к дисциплине и порядку. Он
научился гладить свое белье, выносить мусор, ухаживать за курами и кроликами.
“Я – свободен, чувствую себя прекрасно, – заключает парень, – раньше я искал подделку любви, я был сломлен и изранен внутри, однако Бог восстановил по кусочкам мою жизнь”.