«Бал поэтов» – театрально-поэтический вечер по произведениям поэтов Серебряного века в исполнении дуэта актеров из Нью-Йорка Рустема Галича и Инны Есилевской прошел в Сакраменто в субботу, 2 августа. В числе зрителей был и корреспондент калифорнийской газеты “Диаспора” Юрий Коротков.
[flagallery gid=6]
Я думаю, что зрители, собравшиеся в хорошо оборудованном для подобных вечеров помещении церкви «Екклесиаст» на Del Paso Road, сначала даже и не предполагали, что увидят столь яркое, феерическое, захватывающее действо. Ведь в самом деле, за 25-летнюю историю славянской иммиграции в Сакраменто у наших соотечественников еще ни разу не было возможности окунуться в безбрежное море русской поэзии «утонченной эпохи» – Серебряного века.
Несколько слов об актерах, подаривших нам этот волшебный вечер. Рустем Галич окончил школу Малого театра в Москве. 12 лет преподавал на кафедре «Сценической речи» высшего театрального училища им. Щепкина. В 2005 году организовал в Нью-Йорке «Театр поэзии и музыки», под эгиду которого встали многие талантливые исполнители русскоязычного Нью-Йорка самых различных жанров. В творческом багаже театра множество музыкально-поэтических шоу и десятки концертов.
Инна Есилевская начинала свой актерский путь в Саратовском театре драмы. Работала с плеядой прекрасных режиссеров. Приехав в Америку, продолжила карьеру актрисы, участвуя в спектаклях театров «Steps», «Хаверим», литературного театра «Диалог», а также в «Театре поэзии и музыки» Рустема Галича. На ее счету десятки образов и судеб в жанрах драмы, трагедии и комедии. Она часто выступает на сцене Метрополитен-опера как драматическая актриса в операх, поставленных по принципу драматических спектаклей.
Сейчас Рустем и Инна совершают большое гастрольное турне по Америке: Пенсильвания, Охайо, Калифорния, Техас… Этот тур проходит в рамках 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова, которое будет отмечаться 15 октября. Более того, намечается и мировое турне — Европа, Россия, Австралия, Новая Зеландия… Так что на этой обширной гастрольной карте появился еще один знаковый флажок — Сакраменто.
Эпиграфом прошедшего вечера стала строчка из стихотворения известного поэта-песенника Марка Мордуховича (Сонина) «Бал поэзии, бал поэзии, бал поэзии – бал собственной души». Отсюда и название программы – «Бал поэтов». Причем это было не просто чтение стихов, не декламация, не исполнение, а … сопереживание, соучастие, растворение в слове. На слушателей просто обрушился водопад чувств.
Безусловно, первым на бал был приглашен Александр Сергеевич Пушкин, общепризнанный основатель русской литературы нового времени и канонизатор русского литературного языка. В исполнении Рустема Галича прозвучало описание бала в поэме «Евгений Онегин» как приглашение избранных поэтов на волшебный, долгожданный и многообещающий праздник.
Конечно, не забыли актеры пригласить на бал другого гениального поэта России – Михаила Юрьевича Лермонтова. Прозвучал полный страсти и психологических состояний диалог Демона и Тамары из поэмы «Демон».
Тонкие психологические отношения в «любовном треугольнике» смычка, скрипки и музыканта почувствовали зрители в стихотворении Иннокентия Анненского «Смычок и струны».
«Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?»
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
А стихотворение Николая Гумилева «Волшебная скрипка», которое исполнил Рустем Галич, в метафорической форме описывает поэтический талант как игру на скрипке. Скрипка – это символ служения искусству. Весьма органично в программу вплелось музыкальное сопровождение. Музыкант из Сакраменто Александр Попов игрой на скрипке внес неожиданную окраску исполняемым стихам.
А следом на бал поэтов выпорхнула королева Серебряного века Анна Ахматова со стихотворением «Все мы бражники здесь, блудницы»:
Все мы бражники здесь, блудницы,
Как невесело вместе нам!
На стенах цветы и птицы
Томятся по облакам.
И еще одно ахматовское:
Ты письмо мое, милый, не комкай.
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
А затем прозвучали стихи Николая Гумилева, который вместе с царицей изящной поэзии, избранницей его сердца Анной Ахматовой оказался на парнасе Серебряного века.
Следующим на бал поэтов ворвался один из искрометных представителей Серебряного века Сергей Есенин. Прозвучало одно из самых его известных лирических произведений – «Письмо к женщине», посвященное Зинаиде Райх.
Вы помните,
Вы все, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Цикл любовных произведений Марины Цветаевой озвучила Инна Есилевская. Цветаева говорила: «..все дело в том, чтобы мы любили, чтобы у нас билось сердце – хотя бы разбивалось вдребезги! Я всегда разбивалась вдребезги, и все мои стихи – те самые серебряные сердечные дребезги». И это подтверждают ее стихи о любви.
Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?»
А вот на балу появляется «король поэтов» Игорь Северянин. Рустем Галич вдохновенно распевает его стихотворение «Увертюра», в котором рефреном повторяются слова:
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!
Многие современники считали Северянина «буржуазным» поэтом. Но в 1918 году на вечере в Политехническом музее в Москве он победил «пролетарского» поэта Маяковского. Его стихи были положены на музыку и исполнялись Вертинским.
А на балу становится все теснее и теснее – в центр зала вальяжно выходят Саша Черный, Самуил Маршак, Владимир Маяковский… символисты, акмеисты, футуристы и просто поэты вне направлений, взрывая, покачивая и завораживая публику мелодией слов.
А благодарная публика неистово аплодирует, не жалея ладоней, счастливая оттого, что имеет возможность прикоснуться рукавами и сердцем к высокому искусству. И уже после бала спешит поделиться с читателями газеты своими впечатлениями.
Лидия Громик, пригласившая актеров в Сакраменто заметила: «Я очень рада, что зрители тепло приняли моих друзей — Инну Есилевскую и Рустема Галича. Я сама очень люблю классику и русскую поэзию и восторгаюсь теми людьми, кого Бог наделил своими дарами. И этими дарами они щедро делятся с окружающими».
«Впечатления необыкновенные! – добавляет гость вечера, Светлана Балабуева. – То, что мы пережили на этом вечере, невозможно описать, потому что Рустем и Инна — необыкновенная пара, которая так замечательно, так артистично, так эмоционально, так профессионально раскрыла поэзию Серебряного века. Как они жили этой поэзией! И она вливалась в наши сердца. Мы получили прекрасный духовный заряд».
«Это был прекрасный вечер, который напомнил мне мои студенческие годы, когда я училась в музыкальном училище в Петербурге и часто ходила на такие вечера. Это было золотое время моей жизни! – вторит присутствующим на вечере, Тава Стейблер. – Я люблю поэзию, особенно поэзию Серебряного века, которая никогда не исчезнет, не растворится в глубине эпохи, а останется с нами навсегда. И мы стараемся передать эту любовь нашим детям. Жаль, что такие вечера в Сакраменто не проводятся. И это наводит на грустные размышления о нашей диаспоре».
Надежда Гаркуша выразила благодарность актерам и организаторам литературного мероприятия.
«Я переполнена трепетными, благодарными чувствами, потому что попала на бал вместе с великими поэтами. Их мир, взгляды, переживания тронули мое сердце и надолго останутся в моих воспоминаниях, – в интервью изданию сказала жительница Сакраменто, – я рада, что на этом вечере присутствовали мои внуки, которые прикоснулись к великому искусству. Для детского восприятия это, может быть, сложновато, но я уверена, что услышанное ими сегодня останется в их сердцах на всю дальнейшую жизнь».
«На мой взгляд, исполнители очень удачно подобрали поэтов и их произведения. Все было сбалансировано: где-то можно было погрустить, а где-то посмеяться. К тому же это был первый поэтический вечер такого уровня за все время моего проживания в Сакраменто, не считая встречи с Евгением Евтушенко много лет назад. Очень хотелось бы, чтобы такие вечера у нас проводились почаще. Надо поблагодарить организаторов вечера Лидию Громик и Удо Соколовского», – говорит Татьяна Лаврушенко.