В конце января Верховный суд американского штата Калифорния отказал бывшему журналисту The New Republic Стивену Глассу в праве заниматься юриспруденцией. Суд счел, что прошлое Гласса делает его морально непригодным для ведения адвокатской деятельности: более 16 лет назад сотрудник журнала был пойман собственной редакцией на том, что выдумывал материал для своих статей. Гласс — далеко не единственный в списке известных журналистов-плагиаторов. В разное время на фальсификации событий, фактов, встреч и интервью попадались рядовые репортеры, известные корреспонденты крупных национальных изданий и даже лауреаты престижных журналистских премий.
«Хакерский рай»
О том, что многих событий, описывавшихся в материалах Стивена Гласса, на самом деле не происходило, стало известно в 1998 году. К тому времени Гласс обманывал редакцию The New Republic уже около трех лет, успев за этот срок пройти путь от начинающего репортера до помощника редактора. Как оказалось, причина успешности Гласса крылась в не совсем обычном методе, которым он пользовался при подготовке публикаций. Дело в том, что ложь Гласса была ложью лишь наполовину. Придумывая несуществующие компании, несуществующих людей и приписывая им несуществующие цитаты, Гласс делал все для того, чтобы при проверке эти люди и организации казались абсолютно реальными. Собирая материал для той или иной статьи, журналист изготавливал визитные карточки фирм, о которых планировал написать, заранее публиковал от лица их руководства поддельные пресс-релизы, заводил аккаунты на интернет-форумах, с которых угрожал выдуманным компаниям хакерскими атаками, и так далее. В некоторых материалах реальные факты и фантазии Гласса тесно переплетались друг с другом — журналист выдумывал лишь отдельные детали и цитаты, делавшие, по его мнению, статью более живой и интересной. Другие публикации были плодом его воображения от начала и до конца.
Карьера преуспевающего и талантливого обманщика Стивена Гласса завершилась в мае 1998 года. Один из сотрудников Forbes, репортер Адам Пененберг, проверил очередную статью Гласса под названием «Hack Heaven» («Хакерский рай») и пришел к выводу, что хакера по имени Иан Рестил и компании под названием Jukt Micronics, о которой писал в своем материале журналист The New Republic, не существует. Жалобы на статьи Гласса поступали и раньше. В частности, в различных нестыковках его обвиняли сотрудники Центра научных исследований на благо общества (Center for Science in the Public Interest, CSPI). Тем не менее редакция The New Republic всегда занимала сторону своего сотрудника и не верила утверждениям о возможном обмане с его стороны. Адам Пененберг имел редкую на тот момент возможность проверить материалы Гласса, используя интернет (он работал в интернет-редакции Forbes, публиковавшей материалы на сайте Forbes Digital Tool).
Пененберг провел поиск в Сети по названию Jukt Micronics и обнаружил, что у упоминавшейся Глассом «крупной компании по производству программного обеспечения» даже нет собственного веб-сайта. Ничего не знали о Jukt Micronics и в американской Ассоциации производителей ПО. В налоговом департаменте штата Калифорния (именно там, судя по тексту Гласса, была зарегистрирована компания) сообщили, что фирма с таким названием налогов не платит. В итоге Пененберг принял решение написать о Стивене Глассе разоблачительную статью.
Узнав, что его фальсификация раскрыта, Гласс заявил, что сам стал жертвой обмана: дескать, его ввели в заблуждение представители Jukt Micronics и хакер, будто бы взломавший систему ее безопасности. Вместе со своим начальником Чарльзом Лэйном он отправился в штат Мэрилэнд, в отель Hyatt, где якобы когда-то проводила свою конференцию указанная им компания. Как выяснилось по приезде в гостиницу, никто из производителей ПО конференц-зал в указанные Глассом числа не бронировал.
Но Стивен Гласс не отступал. Он попросил Лэйна позвонить в офис Jukt Micronics и лично поговорить с руководителем фирмы. Телефон, который журналист дал Лэйну, оказался работающим. Номер был зарегистрировал в Пало-Альто в Калифорнии. Трубку снял человек, представившийся Джорджем Симсом, гендиректором Jukt. Казалось, Лэйн поверил в правдивость статьи. Вскоре, однако, один из сотрудников The New Republic вспомнил, что у Гласса в Калифорнии живет брат, студент Стэнфордского университета. Именно он и выступил под именем Симса.
В общей сложности выдуманными оказались как минимум 27 материалов Стивена Гласса. Вскоре после того, как это выяснилось, Гласс принял решение уйти из журналистики и получить юридическое образование. В 2003 году он написал автобиографический роман. Тогда же на экраны вышел фильм «Афера Стивена Гласса», снятый по мотивам его короткой, но запоминающейся журналистской карьеры.
Следующие десять лет Гласс потратил на то, чтобы доказать, что сумеет быть лучшим юристом, чем журналистом. Получив университетский диплом, он подал прошения о выдаче ему адвокатской лицензии в Верховные суды Нью-Йорка и Калифорнии. Оба заявления были отклонены. Апелляции, рассмотрение которых затянулось на несколько лет, Гласс проиграл. В формулировках судебных решений по его искам отмечалось: за годы, прошедшие со времени скандала, бывший журналист предпринял недостаточно усилий, чтобы доказать обществу собственную моральную и этическую устойчивость. «Стивен Гласс все это время больше делал для себя и собственного благополучия, нежели для общества», — заключили судьи.
Виктор Степанов, Лента.ру