Рекордная за последние сто лет засуха в Калифорнии привела к тому, что озеро Фолсом значительно обмелело. Его объём уменьшился до 17 процентов. Уровень воды упал до такой степени, что на оголившемся дне озера стали возникать руины старого города золотоискателей, затопленного при строительстве плотины на Американ-Ривер. Изо дня в день на поверхность всплывают всё новые артефакты – отголоски золотой лихорадки дикого запада.
Ровно 166 лет назад Калифорнию охватила золотая лихорадка. Она началась с того, что 24 января 1848 года вблизи городка Колома Джеймс В. Маршалл обнаружил золото в реке Американ-Ривер недалеко от лесопилки, владельцем которой был предприниматель Джон Саттер. Как только новость о находке распространилась, в Калифорнию устремилось около 300 тысяч человек, чтобы попытать счастья в добыче золота. Первыми золотодобытчиками, или ”старателями”, стали жители Калифорнии, которые прежде занимались фермерством. Люди прибывали в Калифорнию на парусных судах и в товарных вагонах. Последствия золотой лихорадки были велики: в Калифорнии были построены дороги, школы, церкви. Также была создана система законов, а в 1850 году Калифорния официально стала штатом США, который теперь называют ”Золотой штат”.
В конце XIX века поселение калифорнийских золотоискателей Мормон Айлэнд располагалось как раз на той территории, где сейчас находится озеро Фолсом. Город был основан вскоре после обнаружения месторождения золота близ Коломы. Во времена золотой лихорадки Мормон Айлэнд процветал – его население составляло 2,500 человек, в городе было 4 гостиницы, школа, несколько увеселительных заведений.
В 1955 году для предотвращения наводнений и улучшения водоснабжения в 25 милях от Сакраменто, в северной Калифорнии, была возведена Фолсомская плотина. Плотина перекрывала Американ-Ривер, и при её стоительстве те поселения, которые находились на берегу реки были преднамеренно затоплены. На их месте возникло рукотворное озеро Фолсом.
Теперь же засуха последних месяцев обернулась не только катострофической нехваткой воды и объявлением чрезвычайного положения в Северной Калифорнии, но и позволила приоткрыть окно в далёкий мир золотоискателей. Из воды восстали руины города-призрака Мормон Айлэнд: каменные фундаменты строений, рыжие от ржавчины гвозди, дверные петли, тросы, останки инструментов и предметов обихода. Найденные артефакты бережно сложены на стенах фундамента и на пнях деревьев, торчащих из земли тут и там. При строительстве плотины деревья срубили, но пни так и не выкорчевали. Сознательные граждане следуют букве закона и найденные археологические экспонаты оставляют на месте ”раскопок” – ибо за изъятие любых предметов с территории государственного парка, коим является прибрежная зона озера Фолсом, грозит немалый штраф.
На поверхности оказались только дальние окраины города Мормон Айлэнд, основная же его часть всё ещё глубоко под водой. Изо дня в день сотни людей совершают паломничество по сухому потрескавшемуся дну озера к сокровищам калифорнийской золотой эпохи. Погода сопутствует – январское солнце Клифорнии, вопреки поговорке, не только светит, но и греет. Местные жители вместе со своими семействами, детьми и собаками устремляются на окраину старого города старателей. Прогуливаясь среди камней, прикасаясь к ржавчине, они прикасаются к истории и, замирая на мгновение, представляют, что вот здесь жили люди, работали, мечтали, отдыхали – а ведь не так давно это было.
Закат. Лучи ускользающего за горизонт солнца мягко освещают сухую долину багряным светом, отчего всё вокруг становится каким-то нереальным: охристые скалы выступают из-за бурого холма, на фоне чёрных валунов отчётливо видны хитросплетенья из ярко-оранжевых высохших трав, деревья и кусты как будто охвачены пламенем. И вот уже кажется, будто эти бугры, эти пыльные тропы, эти ложбины и кратеры – не на Земле вовсе, а где-нибудь на Марсе. Вот-вот ночной мрак укутает берега озера и всё вокруг. А завтра будет новый день, а за ним следующий. Совсем скоро прольётся долгожданный дождь и напитает землю благодатной влагой. Забурлят упрямые потоки, разольются воды, наполнив до краёв озёра и реки. И вновь скроется город-призрак под толщей вод. Взорвут тишину моторы катеров и привычно заскользят яхты по синей глади озера Фолсом.
Текст & Фото: Александра Соколова, “Диаспора”
По теме: В Сакраменто запретили воду, Верующие Калифорнии молятся о дожде, Засуха спровоцировала золотую лихорадку